По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 (06) DOI:10.33920/VNE-3-2505-05

Реализация концепции «Сервисная таможня» в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования

А. О. Бондаренко Ростовский филиал Российской таможенной академии

В данной статье проведен анализ развития таможенного администрирования в контексте реализации концепции «сервисная таможня», обозначена необходимость внедрения цифровых технологий и платформ, создания гибкого механизма управления таможенными органами в целях повышения качества таможенных услуг. Автором определены основные тенденции и предложены рекомендации по развитию ключевых направлений цифровой трансформации таможенного администрирования.

Литература:

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388‑р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.09.2021).

2. Макрусев В. В., Александров Д. А. Управление деятельностью таможенных органов. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2019. — 448 с.

3. Бакаева О. Ю. Правовые аспекты таможенного администрирования: понятие и признаки // Государство и право. — 2009. — № 11. — С. 94–98.

4. Бойкова М. В. Соотношение категорий «таможенное регулирование» и «таможенное администрирование» в современных условиях // Вестник РТА. — 2019. — № 2. — С. 126–133.

5. Макрусев В. В., Суглобов А. Е. Таможенный менеджмент: учебник. — М.: ИДК «Дашков и К», 2018. — 348 с.

6. Бондаренко А. О. Организационная структура таможенных органов России в условиях становления сети электронных таможен и таможенных постов (центров электронного декларирования) // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов / Российская таможенная академия; под общ. ред. Н. Г. Липатовой; отв. за вып. Е. М. Богоева. — 2019. — С. 5–9

7. Бондаренко А. О. Совершенствование модели организационной структуры таможни фактического контроля на примере Ростовской таможни в условиях создания Южной электронной таможни // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. — 2019. — № 4 (37). — С. 5–11.

8. Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2021).

9. Приказ ФТС России от 03.02.2021 № 92 «О решении коллегии ФТС России от 26 ноября 2020 года «Об автоматизации принятия решений таможенными органами. Достижения и пути развития»» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2021).

10. Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации» // Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sborniktamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 31.08.2021).

11. Приказ ФТС России от 15.01.2021 № 11 «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной таможенной службы на 2021– 2023 годы» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2021).

12. Приказ ФТС России от 17.01.2020 № 43 «О решении коллегии ФТС России от 19 декабря 2019 года «О повышении эффективности и совершенствовании системы управления рисками в условиях реорганизации структуры таможенных органов»» // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 31.08.2021).

1. Order of the Government of the Russian Federation of May 23, 2020 No. 1388‑r «Strategy for the Development of the Customs Service of the Russian Federation until 2030» // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] — Available at: http://www.pravo.gov.ru (date accessed: September 31, 2021). (In Russ.)

2. Makrushev V. V., Aleksandrov D. A. Upravlenie deiatelnostiu tamozhennykh organov [Managing activities of customs authorities]. Textbook for Universities. Standard of the third generation. — SPb.: Piter, 2019. — 448 p. (In Russ.)

3. Bakaeva O. Iu. Pravovye aspekty tamozhennogo administrirovaniia: poniatie i priznaki [Legal aspects of customs administration: definition and characteristics] // Gosudarstvo i pravo [State and Law]. — 2009. — No. 11. — P. 94–98. (In Russ.)

4. Boikova M. V. Sootnoshenie kategorii «tamozhennoe regulirovanie» i «tamozhennoe administrirovanie» v sovremennykh usloviiakh [The relationship between categories of «customs regulation» and «customs administration» in contemporary conditions] // Vestnik RTA [Bulletin of the Russian Academy of Tax Administration]. — 2019. — No. 2. — P. 126–133. (In Russ.)

5. Makrushev V. V., Suglobov A. E. Tamozhennyi menedzhment [Customs management]: Textbook. — M.: IDC Dashkov & Co, 2018. — 348 p. (In Russ.)

6. Bondarenko A. O. Organizatsionnaia struktura tamozhennykh organov Rossii v usloviiakh stanovleniia seti elektronnykh tamozhen i tamozhennykh postov (tsentrov elektronnogo deklarirovaniia) [Organizational structure of Russian customs authorities under establishment of network of electronic customs offices and posts (centers for electronic declaration)] // Research Issues in Customs Affairs: Collection of Articles by Postgraduate Students / Russian Customs Academy; General Ed. N. G. Lipatova; Responsible Editor E. M. Bogoeva. — 2019. — P. 5–9. (In Russ.)

7. Bondarenko A. O. Sovershenstvovanie modeli organizatsionnoi struktury tamozhni fakticheskogo kontrolia na primere Rostovskoi tamozhni v usloviiakh sozdaniia Iuzhnoi elektronnoi tamozhni [Improving the model of organizational structure of fact-based control customs office using Rostov Customs Authority example under creation of southern electronic customs authority] // Akademicheskii vestnik Rostovskogo filiala Rossiiskoi tamozhennoi akademii [Academic Bulletin of the Rostov Branch of the Russian Customs Academy]. — 2019. — No. 4 (37). — P. 5–11. (In Russ.)

8. Order of FTS Russia dated April 22, 2011 No. 845 «On Approval of Procedure for Carrying out Customs Operations when Declaring Goods Electronically Located within the Region of Competence of a Customs Authority Different from Place of Their Declaration» // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] — Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed August 31, 2021). (In Russ.)

9. Order of FTS Russia dated February 3, 2021 No. 92 «On Decision of the Board Meeting of FTS Russia Held on November 26, 2020 'On Automation of Decision-Making Processes by Customs Authorities. Achievements and Ways Forward'" // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] — Available at: http:// www.pravo.gov.ru (accessed August 31, 2021). (In Russ.)

10. Annual Compilation «Customs Service of the Russian Federation» // Official Website of Federal Customs Service of Russia [Electronic resource] — Available at: http:// customs.ru/activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskojfederaczii (accessed August 31, 2021). (In Russ.)

11. Order of FTS Russia dated January 15, 2021 No. 11 «On Approval of Departmental Program for Digital Transformation of the Federal Customs Service for 2021–2023» // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] — Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed August 31, 2021). (In Russ.)

12. Order of FTS Russia dated January 17, 2020 No. 43 «On Decision of the Board Meeting of FTS Russia Held on December 19, 2019 'On Enhancing Effectiveness and Improvement of Risk Management System under Restructuring of Customs Authorities'" // Official Internet Portal of Legal Information [Electronic resource] — Available at: http://www.pravo.gov.ru (accessed August 31, 2021). (In Russ.)

В условиях цифровой трансформации таможенной службы Российской Федерации такие вопросы, как ускорение совершения таможенных операций, упрощение таможенных процедур, минимизация издержек государства и бизнеса требуют незамедлительного решения со стороны государства. Так, Федеральная таможенная служба России (ФТС России) активно внедряет в свою деятельность различные цифровые технологии, платформы и сервисы, которые позволяют повышать качество таможенного администрирования и таможенных услуг, тем самым реализовать концепцию сервисной таможни, ориентированной на удовлетворение потребностей бизнеса. Переход к сервисной таможне возможен за счет реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (Стратегия — 2030), которая в качестве основных ключевых задач определяет активное внедрение и развитие цифровых технологий, автоматизацию и насыщение «искусственным интеллектом» таможенных процессов, внедрение технологии обработки больших массивов данных и ряд других [1]. Особое внимание в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования требует решение вопросов организации системы управления рисками (СУР), автоматизации ключевых таможенных процессов, связанных с деятельностью центров электронного декларирования (ЦЭД) и таможенных постов фактического контроля (ТПФК), создания оптимальной сервисно- и процессноориентированной модели организационной структуры таможенных органов, быстро адаптируемой к интенсивно меняющимся условиям внешней среды — сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Цель научной статьи заключается в том, чтобы определить основные тенденции перехода к сервисной таможне в условиях цифровизации и предложить рекомендации по развитию ключевых направлений цифровой трансформации таможенного администрирования.

Совершенствование таможенного администрирования представляет собой актуальную задачу, решению которой научное сообщество уделяет особое внимание. В исследование вопросов повышения качества таможенного администрирования большой вклад внесли такие ученые, как Д. Л. Александров, О. Ю. Бакаева, М. В. Бойкова, В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов и ряд других. В понимании В. В. Макрусева, Д. Л. Александрова под таможенным администрированием понимается «специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемая и управляемая с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики и экономики России» [2]. О. Ю. Бакаева, таможенное администрирование определяет, как «управленческую деятельность таможенных органов, направленную на содействие развитию внешней торговли и оказанию услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, а также выполнение фискальных, правоохранительных, контрольных функций» [3].

Для Цитирования:
А. О. Бондаренко, Реализация концепции «Сервисная таможня» в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования. Лизинг. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: