В условиях цифровой трансформации таможенной службы Российской Федерации такие вопросы, как ускорение совершения таможенных операций, упрощение таможенных процедур, минимизация издержек государства и бизнеса требуют незамедлительного решения со стороны государства. Так, Федеральная таможенная служба России (ФТС России) активно внедряет в свою деятельность различные цифровые технологии, платформы и сервисы, которые позволяют повышать качество таможенного администрирования и таможенных услуг, тем самым реализовать концепцию сервисной таможни, ориентированной на удовлетворение потребностей бизнеса. Переход к сервисной таможне возможен за счет реализации Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (Стратегия — 2030), которая в качестве основных ключевых задач определяет активное внедрение и развитие цифровых технологий, автоматизацию и насыщение «искусственным интеллектом» таможенных процессов, внедрение технологии обработки больших массивов данных и ряд других [1]. Особое внимание в условиях цифровой трансформации таможенного администрирования требует решение вопросов организации системы управления рисками (СУР), автоматизации ключевых таможенных процессов, связанных с деятельностью центров электронного декларирования (ЦЭД) и таможенных постов фактического контроля (ТПФК), создания оптимальной сервисно- и процессноориентированной модели организационной структуры таможенных органов, быстро адаптируемой к интенсивно меняющимся условиям внешней среды — сферы внешнеэкономической деятельности (ВЭД).
Цель научной статьи заключается в том, чтобы определить основные тенденции перехода к сервисной таможне в условиях цифровизации и предложить рекомендации по развитию ключевых направлений цифровой трансформации таможенного администрирования.
Совершенствование таможенного администрирования представляет собой актуальную задачу, решению которой научное сообщество уделяет особое внимание. В исследование вопросов повышения качества таможенного администрирования большой вклад внесли такие ученые, как Д. Л. Александров, О. Ю. Бакаева, М. В. Бойкова, В. В. Макрусев, А. Е. Суглобов и ряд других. В понимании В. В. Макрусева, Д. Л. Александрова под таможенным администрированием понимается «специфическая методология управления, система административных методов и технологий воздействия на сферу ВЭД, организуемая и управляемая с целью качественной реализации функций таможенного регулирования и контроля, обеспечения социально-экономической эффективности этого сектора экономики и экономики России» [2]. О. Ю. Бакаева, таможенное администрирование определяет, как «управленческую деятельность таможенных органов, направленную на содействие развитию внешней торговли и оказанию услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, а также выполнение фискальных, правоохранительных, контрольных функций» [3].