По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 618.146–006.6–071/.076–084 DOI:10.33920/MED-12-2403-01

Реализация инклюзивного подхода в странах Африки как направление международного сотрудничества в рамках целей устойчивого развития

Якубенко Оксана Витальевна кандидат медицинских наук, доцент кафедры дефектологического образования, ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: jakubenko_ov@mail.ru, ORCID 0000-0001-9035-5590
Фролова Полина Ивановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления, ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: frolpi4774@mail.ru, ORCID 0000-0002-6432-8211
Иванова Дарья Алексеевна студент, ФГБОУ ВО Омский государственный педагогический университет, 644099, г. Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: ivanova131219@mail.ru

В статье проводится анализ реализации принципа социальной инклюзии в отношении инвалидов в странах Африки. Описываются особенности, характерные для кризисных стран, относящихся к зоне Сахеля. Намечаются пути возможного сотрудничества с Российской Федерацией по пути к достижению целей устойчивого развития — обеспечение всеохватного и справедливого права на социализацию инвалидов средствами образования, поощрение возможности обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Взаимодействие стран может быть направлено на подготовку кадров для системы специального образования стран Африки, разработку адаптированных образовательных программ для лиц с ограниченными возможностями здоровья, организацию ранней помощи для детей с нарушениями развития сенсорных систем. Данные программы требуют политического, экономического, научно-технологического и социокультурного сотрудничества между Россией и странами Африки. По данным Организации Объединенных Наций, африканский континент включает 54 независимых государства. Большинство из них были колонизированы и находились под внешним управлением крупных европейских стран — Великобритании, Франции и других. В середине XX века начался процесс обретения независимости африканских стран. Африканские страны имеют большой разрыв социально-экономических показателей и неоднородны. Среди них можно выделить прогрессивные — имеющие положительный опыт достижения целей устойчивого развития. К таким странам можно отнести Республику Сейшельские Острова, Экваториальную Гвинею, Кению, Тунис и так далее. Наряду с прогрессивными странами существуют страны, которые имеют множество социально-экономических проблем, низкие доходы на душу населения. Помимо этого, в таких странах не сформированы системы здравоохранения и образования. К таким странам можно отнести Нигер, Мали, Чад, Габон и другие. Поэтому сотрудничество в рамках BRICS позволит организовать взаимодействие, направленное на более эффективную реализацию инклюзивной модели в странах Африки.

Литература:

1. Бондарь Е.В., Жиренко Г.Н., Мовсесова В.В., Менге А.А. М. Устойчивое развитие республики Габон: экономические и природоохранные аспекты // Наука. Инновации. Технологии. 2022. № 1. С. 111–126.

2. Борисов А.Н., Кондрахина Е.В. ООН и партнерство в интересах устойчивого развития // ESG-трансформация как вектор устойчивого развития. В трех томах. Том 3. Под общ. ред. К.Е. Турбиной и И.Ю. Юргенса. Москва: Аспект-Пресс, 2022. — 165 с.

3. Программа развития Организации объединенных наций. База данных по развитию человеческого потенциала. [Электронный ресурс] — URL https://hdr.undp.org/data-center (дата обращения 23.09.2023).

4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 г. № 70/1 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ООН. — URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/ N1529192.pdf?OpenElement (дата обращения: 23.09.2023).

5. Саенко А.Н. 6-й саммит Европейского союза и Африканского союза: совместное видение на период до 2030 года // Modern economy success. 2022. № 6. С 106–111.

6. Сучков М.А. Зарубежный опыт этнокультурного фактора в инклюзивном образовании // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67 (2). С. 231–234.

1. Bondar E.V., Zhirenko G.N., Movsesova V.V., Menge A.A. M. Ustoichivoe razvitie respubliki Gabon: ekonomicheskie i prirodookhrannye aspekty [Sustainable development of the Republic of Gabon: economic and environmental aspects] // Nauka. Innovatsii. Tekhnologii [Science. Innovation. Technologies]. 2022. No. 1. P. 111–126. (In Russ.)

2. Borisov A.N., Kondrakhina E.V. OON i partnerstvo v interesakh ustoichivogo razvitiia [The UN and partnership for sustainable development // ESG-transformatsiia kak vektor ustoichivogo razvitiia [ESG-Transformation as a Vector of Sustainable Development]. In three volumes. Volume 3. Eds.K. E. Turbina and I.Iu. Iurgens. Moscow: Aspect-Press, 2022. — 165 p. (In Russ.)

3. United Nations Development Programme. Database on human development. [Electronic resource] — Available at: https://hdr.undp.org/data-center (accessed 09/23/2023). (In Russ.)

4. UN General Assembly Resolution No. 70/1 dated 09/25/2015 «Transforming our world: The 2030 Agenda for Sustainable Development» [Electronic resource] // UN Official Website. — Available at: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/291/92/PDF/N1529192.pdf?OpenElement (accessed: 09/23/2023). (In Russ.)

5. Saenko A.N. 6-i sammit Evropeiskogo soiuza i Afrikanskogo soiuza: sovmestnoe videnie na period do 2030 goda [The 6th Summit of the European Union and the African Union: a joint vision for the period up to 2030] // Modern economy success [Modern Economy Success]. 2022. No. 6. P. 106–111. (In Russ.)

6. Suchkov M.A. Zarubezhnyi opyt etnokulturnogo faktora v inkliuzivnom obrazovanii [Foreign experience of the ethnocultural factor in inclusive education] // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniia [Problems of Modern Pedagogical Education]. 2020. No. 67 (2). P. 231–234. (In Russ.)

В 2015 году Организация Объединенных Наций представила 17 глобальных целей в области устойчивого развития и 169 соответствующих задач. Официально документ называется «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Цели устойчивого развития направлены на создание более справедливого и процветающего мира для всех людей и планеты в целом. Они являются общими ориентирами для действий государств, международных организаций, частного сектора и гражданского общества в целях достижения устойчивого развития [2]. Государства-члены, включая Россию, одобрили эти цели, и они легли в основу национальных программ развития.

Цель — исследование доступности реализации социальной инклюзии в странах Африканского континента и нахождение возможных стратегий и моделей партнерства Российской Федерации и стран Африки по вопросам развития инклюзивного образования как средства социализации инвалидов.

Объектом является процесс организации сотрудничества Российской Федерации и стран Африки, с целью разработки эффективных стратегий достижения целей устойчивого развития в рамках ЦУР 4 — Качественное и доступное образование.

Предметом являются направления, формы и методы организации сотрудничества Российской Федерации и стран Африки с целью разработки эффективных стратегий достижения целей устойчивого развития в рамках ЦУР 4 — Качественное и доступное образование.

Задачи:

1. Провести теоретическое исследование доступности инклюзивного подхода социализации инвалидов в разных странах африканского континента.

2. Проанализировать причины, сдерживающие реализацию инклюзивной модели в странах Африки.

3. Исследовать перспективы возможного сотрудничества Российской Федерации и стран Африки по совершенствованию реализации социальной инклюзии в рамках достижения целей устойчивого развития.

Теоретические — анализ, синтез, сравнение, сопоставление литературных источников по проблеме исследования.

Практическая значимость — совершенствование системы социальной инклюзии будет способствовать повышению уровня жизни населения и содействовать реализации глобальных целей устойчивого развития.

Для Цитирования:
Якубенко Оксана Витальевна, Фролова Полина Ивановна, Иванова Дарья Алексеевна, Реализация инклюзивного подхода в странах Африки как направление международного сотрудничества в рамках целей устойчивого развития. Терапевт. 2024;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: