По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реализация инициативы «Один пояс, один путь» на постсоветском пространстве: плюсы и минусы для России

Олег Карпович директор Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России, доктор политических наук, доктор юридических наук, профессор, E-mail: iamp@dipacademy.ru
Любовь Смагина ведущий научный сотрудник Дипломатической академии МИД России, кандидат политических наук, E-mail: iamp@dipacademy.ru

Реализация инициативы «Один пояс, один путь», оформленной в качестве флагманского внешнеполитического концепта, на постсоветском пространстве в современных условиях сопряжена с такими процессами, как расширение реальных горизонтов запуска инвестиционных проектов, приобщение большего количества участников, диверсификация существующего и проработка нового инструментария, уточнение нормативно-правовой базы и т. д. Данные тренды, в свою очередь, требуют обновления системы критериев и практик сотрудничества КНР и государств постсоветского пространства. Изначально формат «Один пояс, один путь» воспринимался в качестве концепции создания приемлемого инвестиционного и торгово-экономического пространства, используемого с целью поддержания региональной стабильности и формирования инвестиционной привлекательности большего количества экономических ниш вовлекаемых государств, с одной стороны, и выстраивания более-менее устойчивого геополитического влияния КНР и поиска новых ниш транснационализации китайского бизнеса, с другой стороны. Динамика роста экспорта китайских технологий и идей в срезе постсоветского региона обнаруживает, помимо прочего, серьезную обеспокоенность менее влиятельных участников, заинтересованных в защите национальных экономик и поддержании действенности государственного регулирования, что связано, по крайней мере, с наращиванием темпов экономического развития и установлением собственных правил игры китайской стороной. Соответственно, бизнес и политическая элита КНР заинтересована в обеспечении более доверительных и открытых отношений за счет развития специальных зон свободной торговли и корректировки методов публичной дипломатии.

Литература:

1. В МИД России заявили, что БРИКС не связан напрямую с инициативой «Один пояс, один путь»//ТАСС. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/politika/6434183 (дата обращения: 22.02.2021).

2. Киреева А. А. «Инициатива пояса и пути»: содержание, цели, значение//Сравнительная политика. 2018. № 3. Т. 9. — С. 61–74.

3. Китай будет не только выращивать в Азербайджане овощи-фрукты, но и закупать их. Sputnik Azerbaijan. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.sputniknews. ru/economy/20190504/420285068/azerbaijan-china-teplicy-ovoshhi-jeksport.html (дата обращения: 24.02.2021).

4. Кухаренко Н. В. Институты Конфуция как гуманитарная составляющая проекта «Один пояс, один путь»/Материалы VI Международной научно-практической конференции «Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества». 2016. — С. 595–599.

5. Месть по-армянски: Ереван угрожает ракетами региональным проектам, в которые не вовлечен//Sputnik Azerbaijan. 2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://az.sputniknews. ru/economy/20201022/425269451/ugroza-transkaspijskogo-mezhdunarodnogo-transportnogomarshruta.html (дата обращения: 24.02.2021).

6. Тасиц К. И. Развитие отношений Китая с республиками Южного Кавказа в контексте инициативы «Пояс и путь»//Проблемы национальной стратегии. 2019. № 5 (56). — С. 80–96.

7. Шелковый путь для Узбекистана//Sputnik Uzbekistan. 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uz.sputniknews.ru/politics/20190425/11344723/Shelkovyy-put-dlya-Uzbekistana.html (дата обращения: 24.01.2021).

8. China Proposes New Central Asian Military Alliance//Eurasianet. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://eurasianet.org/china-proposes-new-central-asian-military-alliance (дата обращения: 22.02.2021).

Изменения преимущественно в экономическом и стратегическом поле стимулируют переориентацию в понимании и использовании уже существующих подходов к межгосударственному сотрудничеству между КНР и постсоветскими государствами, исходя из следующих аспектов:

• осуществление мониторинга изменений институционально-отраслевой структуры взаимодействия;

• обеспечение эффективности механизмов контроля над финансовыми и информационными потоками;

• переформатирование системы внешнеэкономических связей КНР в соответствии с конъюнктурными и процессуальными аспектами постсоветского региона;

• поддержание оперативного реагирования на соответствующие изменения в системе транзакций в рамках взаимоучета позиций КНР и постсоветских государств-партнеров. Соответствие данному требованию к идейно-ценностному оформлению сотрудничества в формате «Один пояс, один путь» особенно актуально в условиях нарушения существующего баланса и действия дестабилизирующих факторов, что проявилось при инициировании рестрикционных мероприятий, вызванных распространением COVID-19: в частности, весьма эффективно использовались для оказания необходимой помощи и поддержания имеющихся контактов существующие в рамках «Один пояс, один путь» транспортные коридоры и логистические центры. Эти каналы получили название «Шелковый путь здоровья»;

• институционализация и структуризация экономических связей между государствами-участниками постсоветского пространства и инвестирования КНР в страны, присоединившиеся к инициативе «Один пояс, один путь». Статистические показатели и экспертные оценки свидетельствуют явно в пользу данных мероприятий: в период с 2013 по 2018 г. появились 82 зоны экономического и торгового сотрудничества и индустриальные парки в 24 государствах с общим объемом инвестиций свыше 28 млрд долларов [1];

• использование закрепленных практик взаимодействия на таких площадках, как ЕАЭС, ШОС, АСЕМ (Форум «Азия-Европа»), Диалог по сотрудничеству в Азии с целью укрепления существующих взаимосвязей и формирования благоприятных коммуникационных условий. В вопросе относительно практического сопряжения евразийской интеграции в рамках ЕАЭС и реализации проектов «Один пояс, один путь» обсуждение представителей государств продолжается несмотря на события, связанные с распространением COVID-19. В частности, это касается вопросов таможни, транзита, цифровизации торговли, содействия кооперации предприятий в рамках реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.

Для Цитирования:
Олег Карпович, Любовь Смагина, Реализация инициативы «Один пояс, один путь» на постсоветском пространстве: плюсы и минусы для России. Дипломатическая служба. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: