По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.103

Реализация индустриальной политики в Японии, Южной Корее и Китае

Хруцкий В.Е. д-р экон. наук, сотрудник, группа компаний «ТОР-Консультант», г. Москва, г. Москва, пл. Сухаревская М., д. 6, стр. 1, e-mail: cmb.rr@mail.ru

Анализируется опыт проведения индустриальной политики зарубежных стран, ее влияние на повышение эффективности производства.

Литература:

1. Federal Support of US Business. — Wash., 1984. — Р.71.

2. Quinn Mills D. The New Competitors. — N.Y., 1985. — Р.24.

3. Ушанов Ю.А., Хруцкий В.Е., Родионова Л.В. и др. Создание систем оружия и проблемы конверсии в США: организационноуправленческие аспекты. — М.: Центр конверсии и приватизации, Ин-т США и Канады РАН, 1992. — 218 c.

На Западе долго шли дебаты о том, эффективна ли ставка на развитие приоритетных отраслей. Так, специалисты Гарвардского университета еще в конце 1970-х гг. высказали сомнения в дальнейшем успешном экономическом развитии Южной Кореи на базе индустриальной политики с опорой на «полюса роста». И хотя на рубеже 1970-х и 1980-х гг. эта страна действительно столкнулась с определенными трудностями в экономическом развитии (и даже с резким кратковременным падением объемов производства), в 1980-е гг. темпы экономического роста тенденции к замедлению в целом не обнаружили. Почему не правы были специалисты из Гарварда? Сложность периода начала 1980-х гг. заключалась в переходе от преимущественного развития в Южной Корее капиталоемких отраслей к наукоемким. А это требует не только смены стратегий самого бизнеса (переход от массового и крупносерийного производства к мелкосерийному), изменения условий конкуренции (переход от преимущественно ценовой к преимущественно неценовой конкуренции), получения интеллектуальных ресурсов (а с ними в Южной Корее были проблемы — своих квалифицированных специалистов остро не хватало, недаром профессия ученого в 1980-е гг. стала более престижной, чем профессия военного), но и изменения всего инструментария индустриальной политики, говоря по-модному — перезагрузки всей системы государственного регулирования экономики. К слову сказать, в свое время далеко не все при таком переходе удалось первопроходцу — Японии. С очень похожими проблемами столкнулась в 1960-е гг. Франция, после завершения деголлевских проектов модернизации индустриальной структуры страны в 1950-е гг. Южная Корея, а затем и Китай, естественно, имели возможность извлекать уроки из неудач японцев.

Каким же конкретно образом Япония и Южная Корея, а за ними и Китай, выделяли приоритетные отрасли? Главным критерием, конечно, было обеспечение конкурентоспособности предприятий и фирм этих отраслей. Задача ставилась серьезно. Надлежало быть конкурентоспособным сразу в международном масштабе. Это значит, что при выборе отрасли в качестве «полюса роста» во главу угла ставился ее экспортный потенциал. Но по мере накопления опыта и его осмысления эта концепция была расширена. В основном в рамках индустриальной политики принято использовать следующие шесть критериев при определении приоритетных отраслей. Желательно, чтобы отрасль отвечала всем или, по меньшей мере, большинству таких критериев.

Для Цитирования:
Хруцкий В.Е., Реализация индустриальной политики в Японии, Южной Корее и Китае. Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: