По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет

Ковалевский Валерий Анатольевич и. о. ректора ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доктор медицинских наук Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89, E-mail: kspu@kspu.ru
Кирко Владимир Игоревич профессор кафедры менеджмента организаций ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», доктор физико-математических наук Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89, E-mail: director.nifti@mail.ru
Малахова Екатерина Валерьевна специалист Научно-исследовательского отдела, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева Россия, 660049, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89, E-mail: malkaterok@mail.ru
Васильев Евгений Алиевич начальник управления информатизации, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева 660049, Россия, г. Красноярск, ул. Ады Лебедевой, д. 89, E-mail: kspu@kspu.ru

Предметом исследования в статье являются проблемы образования в локально удаленных поселках, расположенных в труднодоступных местах, в том числе на северных и арктических территориях. Рассмотрены проблемы в организации образовательного процесса у кочующего населения, занимающегося традиционными видами деятельности. Основная методология — полевые исследования в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Красноярского края с 2010-го по 2014 год. На основе практического опыта Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева предложены способы реализации технологической цепочки удаленного учебного места в условиях практического отсутствия (или полного отсутствия) доступа к высокоскоростной глобальной сети передачи связи (Интернет).

Литература:

1. Алексеева Г.И. Организационно-педагогические основы реализации профильного обучения в северных регионах России. — 2010.

2. Бекетов Н.В. Формирование информационно-телекоммуникационного кластера как условие достижения пространственной связности экономики региона // Географический вестник. — 2007. — № 1–2.

3. Воронин А.И. и др. Дистанционное обучение в условиях объединения образовательных учреждений региона // Образовательные технологии в учебном процессе. — 2006. — № 3. — С. 61.

4. Громова Т.В. Подготовка преподавателя к деятельности в системе дистанционного обучения как ресурс повышения качества образования // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2008. — № 3.

5. Дмитриева Т.Е., Бурьян М.С. Пространственное развитие социального сервиса северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2011. — Т. 18.

6. Дыхно Ю.А. Высокие медицинские технологии и этические ценности / Ю.А. Дыхно, В.А. Ковалевский, О.Ю. Кутумова // Сибирское медицинское обозрение. — 2010. — Т. 65. — № 5. — С. 103–106.

7. Ершова И.В. Социально-философский анализ экономического фактора в сфере высшего профессионального образования в условиях глобализации // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 4.

8. Жожиков А.В., Жожикова С.И. Роль информационных и коммуникационных технологий в сохранении и развитии языков и культур коренных малочисленных народов Севера // Педагогическая информатика. — 2012. — № 5. — С. 55–61.

9. Жуков В.К., Кручинин В.В. Отечественный и зарубежный опыт управления интегрированной системой открытого дистанционного образования в регионе // Открытое образование. — 2005. — С. 65.

10. Кирко В.И. Междисциплинарные экспедиции — эффективный способ формирования команд для реализации комплексных инновационных и инвестиционных проектов / В.И. Кирко, Н.П. Копцева, В.Н. Невзоров, Е.Н. Ноздренко, А.В. Слабуха // Арктика и Север. — 2013. — № 13. — С. 1–11.

11. Кирко В.И. Оценка уровня качества и полноты оказания медицинской помощи на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципальных районов Красноярского края / В.И. Кирко, А.С. Копица, А.В. Упатов // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. — С. 57–61.

12. Кирко В.И. Сеть ресурсных центров КГПУ им. В.П. Астафьева и малых предприятий на их основе — перспективные структуры инновационного развития территорий / В.И. Кирко, Е.Н. Белова, В.В. Белошапкин // Инновации в непрерывном образовании. — 2013. — № 6–7. — С. 7–11.

13. Кобзев А.В. и др. Управление интегрированной системой открытого дистанционного образования в регионе // Открытое образование. — 2005. — № 4.

14. Ковалев В.А. Как научить школьников говорить «Нет наркотикам!». — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.

15. Ковалев В.А. Школа хорошего зрения — методика профилактики зрительного утомления. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.

16. Ковалевский В.А., Карлова О.А. Направления развития доступности качественного обучения и воспитания детей Красноярского края // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. — 2014. — № 2 (28). — С. 6–17.

17. Козленко А.С. О формировании единого образовательного пространства // Теория и практика общественного развития. — 2006. — Т. 6. — № 3. — С. 54–55.

18. Коренные малочисленные народы Севера / Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sakha.gov.ru/node/17611, свободный.

19. Кочевые школы / Департамент по делам народов Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sakha.gov.ru/ node/20179, свободный.

20. Малахова Е.В., Степанов Е.А. Формирование экономических компетенций в процессе трудового воспитания молодежи // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. — 2012. — № 3 (21). — С. 350–356.

21. Мамадалиева В.В. Социально-демографические проблемы районов Красноярского края, приравненных к Крайнему Северу // Молодежь и наука: Сборник материалов VII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. — 2011.

22. Мэрдок М., Мюллер Т. Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса. — М.: Альпина паблишер, 2012.

23. Ол Б. Развитие инновационного потенциала региональной системы образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 6.

24. Пак Н.И. Создание кластерной системы социально-образовательной поддержки школьников сельской местности и Крайнего Севера на дистанционной платформе «ШКОЛА-ВУЗ». — Красноярск: РИО КГПУ, 2013.

25. Пименова Н.Н. Проблемы образования детей коренных малочисленных народов Сибири и Севера в Красноярском крае // Инновации в непрерывном образовании. — 2012. — № 5. — С. 12–19.

26. Рыжкова И.В., Сергеев А.М. Образовательное пространство Баренцева Евро-Арктического региона // Научный диалог. — 2012. — № 10.

27. Середкина Н.Н. Конструирование позитивной этнической идентичности в поликультурной системе: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Красноярск, 2013.

28. Слесарчук О.М. Мегауниверситет как основа качественного образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2009. — № 96.

29. Снегурова В.И. Об основаниях классификации моделей дистанционного обучения математике // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 4.

30. Современные услуги связи стали доступны жителям Крайнего Севера / Министерство информатизации и связи Красноярского края [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.it.krskstate.ru/press/news/0/ news/75221, свободный.

31. Чоросова О.М. Модернизация системы дополнительного профессионального образования педагогов в условиях интеграции в открытое образовательное пространство // Современные проблемы науки и образования. — 2008. — № 6. — С. 117–124.

32. Яковлева Н.Ф. Технология кейс-менеджмента. — Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.

33. Barnhardt R. Indigenous knowledge systems and Alaska native ways of knowing // Anthropology & education quarterly. — 2005. — Т. 36. — № 1. — Р. 8–23.

34. Battiste M. Indigenous knowledge and pedagogy in First Nations education: A literature review with recommendations. — Ottawa: Apamuwek Institute, 2002.

35. Bryukhanova E.A., Kobalinskiy M.V. The Indicators System Formation for Quality of Life Evaluation as the Basis for Sustainable Socio-Economic Development of Indigenous Minorities of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2014 7) 1510–1520.

36. Cajete G. Look to the mountain: An ecology of indigenous education. — Kivaki Press, 585 E. 31st St., Durango, CO 81301, 1994.

37. Castellano M.B., Davis L., Lahache L. (ed.). Aboriginal education: Fulfi lling the promise. — UBC Press, 2001.

38. Danileiko V.A. Government Institutions and Scientifi c Organizations and their Role in the Ethnographic Study of the North of Siberia in 1920–1930-s. // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2013 6) 798–815.

39. Durie M.H. The health of Indigenous peoples: depends on genetics, politics, and socioeconomic factors // BMJ: British Medical Journal. — 2003. — Т. 326. — № 7388. — Р. 510.

40. Fredericks B. et al. Living with the legacy of conquest and culture: social justice leadership in education and the Indigenous peoples of Australia and America // International Handbook of Educational Leadership and Social (In) Justice. — Springer Netherlands, 2014. — Р. 751–780.

41. Freeland J. The Global, the National and the Local: forces in the development of education for indigenous peoples the case of Peru // Compare. — 1996. — Т. 26. — № 2. — С. 167–195.

42. Gerber L.M. Education, Employment, and Income Polarization among Aboriginal Men and Women in Canada // Canadian Ethnic Studies. — 2014. — Т. 46. — № 1. — Р. 121–144.

43. Gruber S., Coldevin G. Distance education for aboriginal communities in Canada: Past experience and future potential // American Journal of Distance Education. — 1995. — Т. 9. — № 3. — Р. 48–61.

44. Kistova A.V., Pimenova N.N., Zamaraeva Ju.S., Reznikova K.V. Research possibilities for studying the indicators of quality of life of indigenous peoples of the North (based on the study of indigenous peoples of the North of Russia). Life Sci J 2014; 11(6s): 593–600.

45. Koptseva N.P. The Results of Theoretical and Experimental Research of the Modern Problems of the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North, Siberia and the Far East in Siberian Federal University // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2013 6) 762–772.

46. Koptseva N.P., Kirko V.I. Etnik Indentifi cation of Indigenous People of the Siberian Arctic // American Journal of Applied Sciences; 2014; 11 (9): 1573–1577.

47. Koptseva N.P., Kirko V.I. Modeling of the basic processes and traditional way of life of indigenous peoples of Krasnoyarsk Region (Eastern Siberia) // Life Science Journal. — 2014. — Т. 11. — № 10.

48. Koptseva N.P., Kirko V.I. Specifi city of ethnogeny indigenous peoples by Central Siberia in the transition from the traditional type of society to modern society. Life Science Journal 11.7 (2014).

49. Koptseva N.P., Pimenova N.N., Luzan V.S., Semenova A.A., Sertakova E.A., Bakhova N.A. Ethno-Formative Mechanisms and Forms of Self-Awareness of Indigenous Peoples Under Conditions of External Civilization Pressure (by an Example of the Yakut Ethnic Group) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2012 5) 988–1004.

50. Korteweg L., Oakley J. Eco-heroes out of place and relations: decolonizing the narratives of Into the Wild and Grizzly Man through Land education // Environmental Education Research. — 2014. — Т. 20. — № 1. — Р. 131–143.

51. Libakova N.M., Sitnikova A.A., Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Ilbeykina M.I. Interaction of the Yakut ethnicity and biological systems in the territory of the Sakha Republic (Hordogoy settlement, Suntarsky District) and Krasnoyarsk Krai (Essey settlement, Evenks District). Life Sci J 2014; 11(6s): 585–592.

52. Libakova N.M., Sitnikova A.A., Sertakova E.A., Kolesnik M.A., Ilbeykina M.I. Modern practices of regional and ethnic identity of the Yakuts (North Asia, Russia). Life Sci J 2014; 11(12): 133–140.

53. Luzan V.S. Peculiarities of Legal Regulation of Socio-Cultural Development of Native Small-Numbered Peoples of the North, Siberia and the Far East under the Conditions of Global Transformations // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2011 4) 678–687.

54. Manaswini Pradhana and Satya Prakash Dash. Environmental Challenges, Climate Change & Development // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2014 7) 370–380.

55. Marginson S. After globalization: emerging politics of education // Journal of education Policy. — 1999. — Т. 14. — № 1. — Р. 19–31.

56. Mendelson M. Aboriginal peoples and postsecondary education in Canada. — Ottawa: Caledon institute of social policy, 2006.

57. Mezhova I.A., Samylkina T.A., Bukharova E.B. The Areas of Compact Settlement of the Indigenous and Small-numbered Peoples of the North of Krasnoyarsk Krai: Setting the Objective // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2013 6) 906–912.

58. Murray K. The Arctic Council: a Brief History, its Partnership with Indigenous Groups of the Arctic, and its Role in Uncovering and Addressing Health Issues in the Far North // Journal of the Canadian Health Libraries Association. — 2014. — Т. 35. — № 01. — С. 27–31.

59. Pak N.I., Turanova L.M. The Model of Cluster System of Social and Educational Support of Rural Area and the Extreme North School Students // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2013 6) 1297–1306.

60. Palchin S.Y. The Current Social and Economic Data on the Indigenous Small-Numbered Peoples of the North as of 2012 // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 6 (2013 6) 913–924.

61. Pyzhev A.I., Pyzheva Yu.I., and Zander E.V. Is the Coexistence of Indigenous People with Resource Extraction Companies in the Arctic Zone possible? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 10 (2013 6) 1544–1552.

62. Reznikova K.V., Zamaraeva J.S., Kistova A.V., Pimenova N.N. The current state of traditional socio-cultural practices of indigenous peoples of the North (on the example of cultures of Selkups, Nenets and Essey Yakuts). Life Sci J 2014; 11(12): 126–132.

63. Riggs E.M. Field-based education and indigenous knowledge: Essential components of geoscience education for native American communities // Science Education. — 2005. — Т. 89. — № 2. — Р. 296–313.

64. Rigney L.I. Internationalization of an Indigenous anticolonial cultural critique of research methodologies: A guide to Indigenist research methodology and its principles // Wicazo sa review. — 1999. — Р. 109–121.

65. Rukosueva T.G. Strategy of Distance Learning Development in Training of Specialists for Physical Education and Sports // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2011 4) 1364–1372.

66. Rundstrom R.A. GIS, indigenous peoples, and epistemological diversity // Cartography and Geographic Information Systems. — 1995. — Т. 22. — № 1. — Р. 45–57.

67. Shishatsky N.G. Indigenous Minorities of the North as a Factor of Preservation and Sustainable Development of the Northern Territories // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2014 7) 1449–1456.

68. Shyshatskiy N.G., Kirko V.I., Keush A.V. Problems of Modernization of the Economy of the Northern Territories // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 9 (2012 5) 1246–1251.

69. Smith L.T. Decolonizing methodologies: Research and indigenous peoples. — Zed books, 1999.

70. Terentjeva N.T. Social and Cultural Peculiarities of the Development of Ethnocultural Groups Belonging to the Indigenous Minorities of the North, Siberia and the Far East. The Population of the North-East of Siberia in the Chinese Graphic Monuments // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 7 (2011 4) 998–1002.

71. Tolstova O.S. Innovations as Synergetic Eff ect in Socio-Pedagogical System of Distance Education // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 3 (2014 7) 394–403.

72. Zadorina A.O. The Mythologem of the North in the Early Works of L.M. Leonov (on the Example of the Story “the Death of Egorushka”) // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2014 7) 778–789.

73. Zepke N., Leach L. Appropriate pedagogy and technology in a crosscultural distance education context // Teaching in Higher Education. — 2002. — Т. 7. — №. 3. — Р. 309–321.

74. Zhirkova Z.S. Designing School Development of еру Indigenous Smallnumbered Peoples of the North // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences 5 (2013 6) 742–747.

Народы Арктической зоны Восточной Сибири испытывают жесткое воздействие (культурное и экономическое) глобальных трансформаций в связи с новой волной индустриализации северных и арктических территорий (добыча полезных ископаемых, развитие трансполярной авиации, возрождение Североморского судоходства, укрепление северной границы РФ и др.) [35; 44–49; 51–53]. Глобальные процессы — воздействие массовой культуры, внедрение ценностей общества безмерного потребления — для коренных северных народов могут привести к разрушению традиционных культурных идентичностей, изменению контуров территорий традиционного природопользования, разрушению экологии и, наконец, к существенному ухудшению здоровья коренного населения. Последнее ставит под угрозу само существование этих народов в складывающейся сегодня региональной системе. Поэтому современные процессы, которые разворачиваются на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, чрезвычайно важны для современного Российского государства.

Речь идет об уникальном культурном наследии, способности выстраивать устойчивое социальное пространство в экстремальных условиях [33; 34; 37–43; 54–56].

Для сохранения и кардинального улучшения качества жизни народов, населяющих Арктическую зону, необходим комплексный подход, учитывающий все стороны жизни коренного населения (экономическую, социально-культурную, образовательную, медицинскую и др.), поскольку в локально расположенных, отдаленных северных поселках (особенно в арктических условиях) все стороны жизни системно взаимосвязаны.

Необходимо применять достижения современной науки и техники, которые, в свою очередь, оказывают серьезное давление на традиционный уклад жизни [1–9; 12; 16; 17; 63–74]. Последнее должно органично дополнять, а не разрушать его. Современное государство должно выстраивать свою политику сохранения уникальной культуры коренных северных народов в соответствии с многообразной этнокультурной и социальнопсихологической дифференциацией этих народов, а также с учетом таких этнических стандартов качества жизни, которые были бы укоренены в социальной психологии именно этих народов. Необходимы научно обоснованные методики, позволяющие ориентироваться в этнокультурных стандартах качества жизни и этнокультурных стандартах индикаторов его роста. Особую роль в процессе сохранения традиций, языка и других этнических особенностей, с одной стороны, а также в сохранении индивидуальной конкурентной способности и повышения качества жизни — с другой играют образование, современные образовательные технологии [1–9; 63; 64].

Для Цитирования:
Ковалевский Валерий Анатольевич, Кирко Владимир Игоревич, Малахова Екатерина Валерьевна, Васильев Евгений Алиевич, Реализация дистанционного образовательного процесса в условиях отдаленного поселка с ограниченным доступом к скоростной сети Интернет. Ученый совет. 2016;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: