В современном животноводстве вопрос о транспортировке животных стоит особенно остро, так как именно из-за ее длительного воздействия в организме животных происходит ответная неспецифическая реакция, проявляющаяся в снижении резистентности организма и развитии транспортной болезни [5, 10]. С момента возникновения стресс-фактора существуют два периода изменений в системе крови (первый период возникает через 48 ч, второй – через 72 ч), которые соответствуют первой и второй стадии развития стресса. На протяжении 12 ч от начала воздействия транспортного стресса и на всем протяжении первого периода в периферической крови происходит увеличение нейтрофильных гранулоцитов на фоне снижения лимфоцитов и эозинофилов. Первый период изменений периферической крови соотносят со стадией тревоги (т.е. первой стадией развития стресса). К концу этого периода все вышеперечисленные изменения показателей выравниваются, и наступает второй период, на протяжении которого в красном костном мозге происходит интенсивное образование красных и белых кровяных клеток. Если воздействие стресс-фактора продолжается, тогда начинает развиваться третий этап ответной реакции организма животного, связанный со стадией истощения. В период этой стадии происходит снижение числа клеток в различных отделах системы крови до критических величин, несовместимых с жизнью [2, 3, 7].
Проблема стрессов в животноводстве и обусловленные ими значительные экономические убытки, особенно проявляющиеся в условиях промышленных технологий, стоят в ряду актуальных научно-практических вопросов разработки эффективных методов профилактики негативного влияния стресс-факторов на физиологическое состояние и продуктивность сельскохозяйственных животных. Поэтому с профилактической целью используют множество различных ветеринарных препаратов, но они не всегда дают желаемый эффект [1, 14, 15]. Для сглаживания стресс-реакции в положении о транспортировке скота рекомендовано использовать нейролептические препараты (аминазин), но они могут оставлять негативный след в виде нарушения деятельности центральной нервной системы [1, 13, 14]. На сегодня с целью профилактики транспортного стресса широко апробированы пробиотические препараты, которые содержат живые микроорганизмы, относящиеся к нормальной микрофлоре пищеварительного тракта [8, 11, 12]. При попадании этих препаратов в желудочно-кишечный тракт в нем начинают выделяться биологически активные вещества и функционировать системы микробных клеток, оказывающие как прямое действие на патогенные и условно-патогенные микроорганизмы, так и опосредованное – путем активизации специфических и неспецифических систем защиты всего организма животного. В этот же период бактериальные клетки пробиотика активно продуцируют физиологически активные субстраты, дополняющие комплексное лечебно-профилактическое действие не только в пищеварительном тракте, но и во всем организме животного, при этом снижая неблагоприятное воздействие стресс-фактора [4, 6, 11].