По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.2; 339.9

Развитие внешнеэкономической деятельности международных компаний в условиях санкционного режима на примере автомобильного рынка

О. В. Никулина ФГБОУ ВО КубГУ, г. Краснодар, E-mail: olgafinans@mail.ru
Д. В. Славко ФГБОУ ВО КубГУ, г. Краснодар, E-mail: dariaslavko@yandex.ru

В данной статье рассматривается влияние санкционного режима на развитие внешнеэкономической деятельности международных компаний на примере автомобильного рынка. Исследуется процесс адаптации международными компаниями своих стратегий и бизнесмоделей с целью преодоления санкций и поддержания конкурентоспособности на мировом рынке. Анализируются возможности для роста и развития в условиях ограничений и выявляются ключевые факторы успешного функционирования международных компаний в условиях санкций.

Литература:

1. Внешнеэкономическая деятельность // Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. — URL: https://www. economy. gov.ru/ material/ directions/vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/ (дата обращения: 18.05.2024).

2. Прогноз продаж новых легковых автомобилей на 2023 год [Электронный ресурс]. — URL: https://napinfo.ru/press-releases/prognoz-prodazh-novyhlegkovyh-avtomobilej-na-2023-god/ (дата обращения: 18.05.2024).

3. Разворот на 180 градусов: какой будет ESG-стратегия российских компаний в условиях санкций. Устойчивое развитие и ответственное потребление // ТАСС [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/14088043 (дата обращения: 18.05.2024).

4. «Риски 2022: градообразующие организации и моногорода» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.csr.ru/upload /iblock/14c/ k88t2bqevutbs7f8bl3v06ht ho0s37jg.pdf (дата обращения: 18.05.2024).

5. Фиоктистов, К. С. Направления влияния санкционного давления на функционирование отечественного рынка информационных технологий и систем // Вопросы экономики и управления. — 2022. — № 3. — С. 42–47.

6. «Фольксваген», БМВ, «Джили»: кто из автопроизводителей приостановил поставки в Россию: собираем всех в одном списке [Электронный ресурс]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/news/2022-auto-ban/?ysclid=lww02j1wd2695008552 (дата обращения: 18.05.2024).

7. Автостат [Электронный ресурс]. — URL: https://www.autostat.ru/ (дата обращения: 18.05.2024).

1. Foreign economic activity. Ministry of Economic Development of the Russian Federation. Available at: https://www. economy. gov.ru/material/directions/ vneshneekonomicheskaya_deyatelnost/ (accessed: 18.05.2024).

2. Sales forecast of new passenger cars for 2023. Available at: https://napinfo.ru/pressreleases/prognoz-prodazh-novyh-legkovyh-avtomobilej-na-2023-god/ (accessed: 18.05.2024).

3. A 180-degree turn: what will be the ESG strategy of Russian companies under sanctions. Sustainable development and responsible consumption. TASS. Available at: https://tass.ru/ekonomika/14088043 (accessed: 18.05.2024).

4. Risks 2022: city-forming organizations and single-industry towns. Available at: https://www.csr.ru/upload /iblock/14c/k88t2bqevutbs7f8bl3v06ht ho0s37jg.pdf (accessed: 18.05.2024).

5. Fioktistov, K. S. Directions of influence of sanctions pressure on the functioning of the domestic market of information technologies and systems. Questions of economics and management. 2022, No. 3, pр. 42–47.

6. Volkswagen, BMW, Gili: which of the automakers suspended deliveries to Russia: We collect everyone in one list. Available at: https://journal.tinkoff.ru/news/2022auto-ban/?ysclid=lww02j1wd2695008552 (accessed: 18.05.2024).

7. Autostat. Available at: https://www.autostat.ru (accessed: 18.05.2024).

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.05.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2024.

В настоящее время для международных компаний, действующих на мировых рынках, санкции могут создавать серьезные вызовы и ограничения. Они могут затруднять доступ к ресурсам, партнерам и рынкам сбыта, а также повышать риски для бизнеса. В таких условиях компаниям необходимо адаптироваться к новым условиям, искать альтернативные пути развития и стратегии, чтобы обеспечить устойчивость своего бизнеса.

Влияние санкций на автомобильный рынок России было значительным. Американские и европейские бренды покинули рынок из-за мер экспортного контроля. Американские бренды ушли с российского рынка в связи с подготовкой Бюро промышленности и безопасности (BIS) США перечня мер экспортного контроля и списка товаров, преимущественно являющихся предметами роскоши, которые запрещено экспортировать на территорию России и Белоруссии. Япония также ввела запрет на поставки автомобилей в Россию. Некоторые компании, такие как Toyota, прекратили производство автомобилей в России. На месте ушедших игроков активизировались китайские компании [5]. Рисунок 1 демонстрирует падение объемов продаж на всех крупных рынках, кроме Китая. Что касается России, то такое значительное падение автомобильного рынка было обусловлено введением санкций, а также самосанкциями со стороны ряда компаний.

Емкость отечественного рынка по итогам 2021 г. составила 1530 млрд руб., а в 2022 г. ее величина сократилась до 775,8 млрд руб., или на 49,3% (рис. 2).

Сокращение продаж в стоимостной оценке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлено на рисунке 2.

Динамика продаж автомобилей в России снизилась из-за санкций и проблем с поставкой комплектующих. В первом полугодии 2022 г. рынок сократился на 49,3 %. Наибольшее падение показали Volkswagen, Mercedes, BMW и Lada. Как результат, продажи новых автомобилей снизились на 55%.

Для Цитирования:
О. В. Никулина, Д. В. Славко, Развитие внешнеэкономической деятельности международных компаний в условиях санкционного режима на примере автомобильного рынка. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: