Дата поступления рукописи в редакцию: 25.05.2024.
Дата принятия рукописи в печать: 27.05.2024.
В настоящее время для международных компаний, действующих на мировых рынках, санкции могут создавать серьезные вызовы и ограничения. Они могут затруднять доступ к ресурсам, партнерам и рынкам сбыта, а также повышать риски для бизнеса. В таких условиях компаниям необходимо адаптироваться к новым условиям, искать альтернативные пути развития и стратегии, чтобы обеспечить устойчивость своего бизнеса.
Влияние санкций на автомобильный рынок России было значительным. Американские и европейские бренды покинули рынок из-за мер экспортного контроля. Американские бренды ушли с российского рынка в связи с подготовкой Бюро промышленности и безопасности (BIS) США перечня мер экспортного контроля и списка товаров, преимущественно являющихся предметами роскоши, которые запрещено экспортировать на территорию России и Белоруссии. Япония также ввела запрет на поставки автомобилей в Россию. Некоторые компании, такие как Toyota, прекратили производство автомобилей в России. На месте ушедших игроков активизировались китайские компании [5]. Рисунок 1 демонстрирует падение объемов продаж на всех крупных рынках, кроме Китая. Что касается России, то такое значительное падение автомобильного рынка было обусловлено введением санкций, а также самосанкциями со стороны ряда компаний.
Емкость отечественного рынка по итогам 2021 г. составила 1530 млрд руб., а в 2022 г. ее величина сократилась до 775,8 млрд руб., или на 49,3% (рис. 2).
Сокращение продаж в стоимостной оценке по сравнению с аналогичным периодом прошлого года представлено на рисунке 2.
Динамика продаж автомобилей в России снизилась из-за санкций и проблем с поставкой комплектующих. В первом полугодии 2022 г. рынок сократился на 49,3 %. Наибольшее падение показали Volkswagen, Mercedes, BMW и Lada. Как результат, продажи новых автомобилей снизились на 55%.