Успешное выполнение функций традиционного менеджмента: планирование деятельности, ее организация, мотивация персонала, реализующего эту деятельность, и контроль процессов и результатов немыслимо без «человеческого капитала» организации, с помощью которого менеджер осуществляет свои функции — сотрудников.
Кадры в организации — это основной (штатный) состав ее сотрудников. В зависимости от выполняемых ими функций кадры делятся на руководителей, служащих, специалистов и основных и вспомогательных рабочих. Перечисленные сотрудники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал.
Персонал1 — это личный состав организаций, включающий всех наемных сотрудников, а также работающих собственников и совладельцев [1]. То есть термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива организации.
Последняя, в свою очередь, представляет собой объединение сотрудников, совместно действующих для достижения с синергетическим эффектом целей организации и/или своих индивидуальных и/или групповых целей. Организации, как правило, существуют дольше, чем в них работают сотрудники.
Управление — это целенаправленное, сознательное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [2].
Управление персоналом как дополнение традиционного менеджмента сложилось в бизнесе в форме особого направления управленческой деятельности менеджеров более 70 лет назад (в индустриально развитых странах до 1960‑х гг. оно, как правило, ориентировалось только на текущие потребности организации) и в настоящее время признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность.
Выделяются 3 основные модели менеджера по персоналу, такие как:
1) попечителя своих работников, заботящегося о благоприятной моральнопсихологической атмосфере и здоровых условиях труда в организации;