По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Развитие управления «человеческим капиталом» в организации

Филин С.А. д-р экон. наук, профессор, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, E-mail: safilin@mail.ru
Великороссов В.В. д-р экон. наук, профессор, зав. кафедрой организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Актуальность данной темы обусловлена значительным влиянием процесса управления персоналом организации, нацеленного на конечные экономические показатели ее деятельности, которые способствуют повышению конкурентоспособности, финансовой устойчивости и экономической безопасности организации в условиях современного глобального рынка и рисков, связанных с необходимостью ведения деятельности организации в условиях пандемии.

Успешное выполнение функций традиционного менеджмента: планирование деятельности, ее организация, мотивация персонала, реализующего эту деятельность, и контроль процессов и результатов немыслимо без «человеческого капитала» организации, с помощью которого менеджер осуществляет свои функции — сотрудников.

Кадры в организации — это основной (штатный) состав ее сотрудников. В зависимости от выполняемых ими функций кадры делятся на руководителей, служащих, специалистов и основных и вспомогательных рабочих. Перечисленные сотрудники образуют (на производственных предприятиях) промышленно-производственный персонал.

Персонал1 — это личный состав организаций, включающий всех наемных сотрудников, а также работающих собственников и совладельцев [1]. То есть термин «персонал» объединяет все составные части трудового коллектива организации.

Последняя, в свою очередь, представляет собой объединение сотрудников, совместно действующих для достижения с синергетическим эффектом целей организации и/или своих индивидуальных и/или групповых целей. Организации, как правило, существуют дольше, чем в них работают сотрудники.

Управление — это целенаправленное, сознательное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты [2].

Управление персоналом как дополнение традиционного менеджмента сложилось в бизнесе в форме особого направления управленческой деятельности менеджеров более 70 лет назад (в индустриально развитых странах до 1960-х гг. оно, как правило, ориентировалось только на текущие потребности организации) и в настоящее время признается одной из наиболее важных сфер жизни организации, способной многократно повысить ее эффективность.

Выделяются 3 основные модели менеджера по персоналу, такие как:

1) попечителя своих работников, заботящегося о благоприятной морально-психологической атмосфере и здоровых условиях труда в организации;

Для Цитирования:
Филин С.А., Великороссов В.В., Развитие управления «человеческим капиталом» в организации. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2021;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: