Трамвайная маршрутная сеть города Волжского была заложена в 1963 году. Все трамвайные маршруты обеспечивали перевозку жителей города к промышленным предприятиям, расположенным вне жилой зоны. В 2004 году введены новые маршруты №4а и №7 от новых микрорайонов. Кроме того к предприятиям, расположенным в промышленной зоне, подвоз жителей осуществляется специальными рабочими автобусами автоколонны №1732 и собственным или арендованным транспортом предприятий. Схема трамвайной маршрутной сети представлена на рис. 1 и рис. 2.
Схема автобусной маршрутной сети представлена на рис. 3, которая состоит из 20 автобусных и 7 трамвайных муниципальных маршрутов и 16 автобусных маршрутов индивидуальных предпринимателей [1].
В связи с развитием городской агломерации и интенсивным строительством новых предприятий за пределами жилой зоны, актуальной задачей является развитие новой и сохранение существующей маршрутной сети.
Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [2] направлена на развитие городского электротранспорта. В стратегии определены преимущество перед автомобильным транспортом, которые заключаются в следующем: нулевой уровень загрязнения воздуха в зоне следования и посадки; повышенная надежность, скорость и безопасность перевозок (на обособленном полотне); низкая себестоимость перевозок при обслуживании больших пассажиропотоков; в 2–4 раза более высокая провозная способность; высокая производительность труда водителей; комфортная для пассажиров динамика разгона и торможения; отсутствие загрязнения окружающей среды продуктами износа автомобильных шин; пониженный уровень шума и вибрации и повышенная плавность хода.
Приказом Минтранса [3] рекомендовано, чтобы изменения маршрутной сети базировались на анализе пассажиропотоков и потребностей населения в перевозках, результатах транспортного моделирования, экономическом обосновании вида и класса транспортных средств, проработке расписаний и режимов движения на каждом маршруте.