По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.025

Развитие трамвайной маршрутной сети в городе Волжском

Г.А. Чернова канд. техн. наук, Волгоградский государственный технический университет (филиал), г. Волжский, Российская Федерация, E-mail: galina_vat@mail.ru
А.В. Попов канд. техн. наук, Волгоградский государственный технический университет (филиал), г. Волжский, Российская Федерация, E-mail: alexandrus238@yandex.ru

В статье рассматривается вопросы обеспечения перевозок пассажиров на трамвайных маршрутах города Волжского. Целью исследования является определение целесообразности развития трамвайной маршрутной сети в городской черте города Волжского. Для решения задачи проведена оценка транспортного спроса на перевозку пассажиров трамваями на основе мониторинга пассажиропотоков. В результате исследования определен характер передвижения пассажиров, зоны притяжения пассажиров, наиболее востребованные маршруты, пассажирообмен на остановочных пунктах. Даны рекомендации о целесообразности строительства трамвайных линий по Генеральному плану города. Предложены перспективы развития трамвайной сети.

Литература:

1. Отчет к научно-исследовательской работе «Оптимизация маршрутной сети в городском округе — город Волжский Волгоградской области с целью обеспечения транспортной доступности населения города с учетом показателей качества транспортного обслуживания населения». Договор №11/41-19 от 29.04.2019 г. с Администрацией города Волжского.

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года №3363-р «Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом до 2035 года».

3. Приказ Минтранса России от 30.12.2021 № 482 «Об утверждении методических рекомендаций по оптимизации систем транспортного обслуживания городских агломераций, а также внедрению цифровых технологий оплаты проезда и мониторинга транспортного обслуживания населения».

4. Городское Положение от 05.12.2007 г. №274-ВГД «Генеральный план городского округа — город Волжский Волгоградской области (положение о территориальном планировании), с изм. от 25.02.2021 г. №144-ВГД».

5. Отчет ОГИБДД Управления МВД Россиипо городу Волжскому. Анализ дорожнотранспортных происшествий на территории города Волжского за 12 месяцев 2022 года.

6. СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89. — утв. Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820.

7. Методологические рекомендации по проведению обследования по определению степени использования общественного транспорта различными категориями граждан (транспортной подвижности граждан): Письмо от 14 февраля 2002 г. № ОР-09-23/692 / Госкомстат РФ.

Трамвайная маршрутная сеть города Волжского была заложена в 1963 году. Все трамвайные маршруты обеспечивали перевозку жителей города к промышленным предприятиям, расположенным вне жилой зоны. В 2004 году введены новые маршруты №4а и №7 от новых микрорайонов. Кроме того к предприятиям, расположенным в промышленной зоне, подвоз жителей осуществляется специальными рабочими автобусами автоколонны №1732 и собственным или арендованным транспортом предприятий. Схема трамвайной маршрутной сети представлена на рис. 1 и рис. 2.

Схема автобусной маршрутной сети представлена на рис. 3, которая состоит из 20 автобусных и 7 трамвайных муниципальных маршрутов и 16 автобусных маршрутов индивидуальных предпринимателей [1].

В связи с развитием городской агломерации и интенсивным строительством новых предприятий за пределами жилой зоны, актуальной задачей является развитие новой и сохранение существующей маршрутной сети.

Стратегия развития автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года [2] направлена на развитие городского электротранспорта. В стратегии определены преимущество перед автомобильным транспортом, которые заключаются в следующем: нулевой уровень загрязнения воздуха в зоне следования и посадки; повышенная надежность, скорость и безопасность перевозок (на обособленном полотне); низкая себестоимость перевозок при обслуживании больших пассажиропотоков; в 2–4 раза более высокая провозная способность; высокая производительность труда водителей; комфортная для пассажиров динамика разгона и торможения; отсутствие загрязнения окружающей среды продуктами износа автомобильных шин; пониженный уровень шума и вибрации и повышенная плавность хода.

Приказом Минтранса [3] рекомендовано, чтобы изменения маршрутной сети базировались на анализе пассажиропотоков и потребностей населения в перевозках, результатах транспортного моделирования, экономическом обосновании вида и класса транспортных средств, проработке расписаний и режимов движения на каждом маршруте.

Для Цитирования:
Г.А. Чернова, А.В. Попов, Развитие трамвайной маршрутной сети в городе Волжском. Железнодорожник. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала