Как известно, появление термина «товароведение» (die Warenkunde) связано с именем профессора Геттингенского университета Иоганна Бекмана (Johann Beckmann), который в 1793 году обосновал необходимость появления отдельной области знаний — «науки для торговых людей» и определил ее основные направления [1]. Согласно И. Бекману, сферами научных и практических интересов новой отрасли знаний должно стать:
— Систематизация и подробное описание свойств товаров, имеющихся на рынке.
— Выяснение мест происхождения товаров.
— Описание технологий изготовления.
— Разработка методов, позволяющих выявлять и сохранять качество товаров.
— Определение и обоснование стоимости товаров различных сортов.
— Выявление наиболее важных рынков для тех или иных товаров.
Таким образом, на этапе своего становления основной задачей товароведения стало аккумулирование всех имеющихся к тому времени знаний и опыта в такой сфере деятельности, как торговля.
В качестве субъекта товароведной деятельности был определен «человек торговли» или, говоря современным языком, коммерсант; в качестве объекта — товар.
Иоанном Бекманом также был введен термин «технология», который он определил как «науку о ремесле». Он же был первым академическим ученым, который начал писать о товароведении и технологии как о научном предмете и первый, кто стал преподавать курс «Товароведение и технологии» в качестве университетской дисциплины.
На начальном этапе своего развития товароведение, как и большинство наук XVIII века, было преимущественно описательным. Главным образом энциклопедически фиксировались все известные сведения о свойствах отдельных объектов торговли, что хорошо иллюстрирует пятитомная энциклопедия другого немецкого ученого Карла-Гюнтера Людовици (Carl Günther Ludovici), которую в определенной степени можно считать первым в истории справочником по товароведению [2].
Накопление все большего объема информации приводит к ее систематизации и выделению в товароведении более узких специальных областей, которые преподаются как самостоятельные курсы в профессиональных школах для коммерсантов в большинстве европейских стран. Так появляется товароведение товаров однородных групп.