По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 239.5

Развитие товароведной науки за рубежом. Международное общество товароведения и технологий

Елисеева Л. Г. профессор кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им. Г. В. Плеханова, доктор техн. наук, e-mail: eliseeva-reu@mail.ru;
Золотова С. В. доцент кафедры товароведения и товарной экспертизы РЭУ им.Г. В. Плеханова, канд. техн. наук, доцент, е-mail: goldoni@yandex.ru.

В статье рассматриваются основные этапы развития товароведения в зарубежных странах, дается краткое описание исторически сложившихся научных направлений, анализируются основные тенденции и наиболее актуальные проблемы развития товароведной науки на современном этапе. Обсуждаются возможности международного общения и обмена опытом исследователей из различных стран в рамках Международного общества товароведения и технологий. Кроме того, проведен обзор наиболее интересных докладов и сообщений, прозвучавших на Международных симпозиумах IGWT в 2012, 2014 и 2016 годах.

Литература:

1. Johann Beckmann. Vorbereitung zur Waarenkunde. 2 Bände, Göttingen 1795 bis 1800.

2. Carl Günther Ludovici. Eröff nete Akademie der Kaufl eute, oder vollständiges Kaufmanns-Lexicon: woraus sämmtliche Handlungen und Gewerbe, mit allen ihren Vortheilen, und der Art, sie zu treiben… Leipzig: Breitkopf, 1752–1756 (5 Bände.).  – 2. vermehrte und verbesserte Aufl age 1767-1768.

3. Официальный сайт Немецкого национального общества товароведения и технологий / http:// www.dgwt.de/category/forum-ware

4. Сommodity science in research and practice. Аchievements and challenges of commodity science in the age of globalizati/ Editors: Andrzej Chochół, Jerzy Szakiel: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 248

5. Сommodity science in research and practice. Сonsumer protection and satisfaction /Edited by Andrzej Chochół: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 212

6. Сommodity science in research and practice. Food products’ quality/Edited by Małgorzata Miśniakiewicz, Stanisław Popek: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30033 Cracow, Poland. 2014 p. 184

7. Сommodity science in research and practice. Future trends and challenges in the food sector/ Edited by Małgorzata Miśniakiewicz, Stanisław Popek: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 188

8. Сommodity science in research and practice. Innovations in product development and packaging/Edited by Agnieszka Cholewa-Wójcik, Agnieszka Kawecka: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 194

9. Сommodity science in research and practice. Nonfood products’ quality and innovations/Edited by Renata Salerno-Kochan: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 208

10. Сommodity science in research and practice. Towards quality – management systems and solutions/Edited by Tadeusz Sikora, Joanna Dziadkowiec: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 204

11. Сommodity science in research and practice. Towards sustainable development/Edited by Wacław Adamczyk: Publisher Polish Society of Commodity Science Sienkiewicza 4, 30-033 Cracow, Poland. 2014 p. 246

12. 20th IGWT symposium, commodity science in a changing world/Publishing house „Science and economics” University of Economics – Varna, Bulgaria, september 12th-16th, 2016, р.850. Электронная версия.

Как известно, появление термина «товароведение» (die Warenkunde) связано с именем профессора Геттингенского университета Иоганна Бекмана (Johann Beckmann), который в 1793 году обосновал необходимость появления отдельной области знаний — «науки для торговых людей» и определил ее основные направления [1]. Согласно И. Бекману, сферами научных и практических интересов новой отрасли знаний должно стать:

— Систематизация и подробное описание свойств товаров, имеющихся на рынке.

— Выяснение мест происхождения товаров.

— Описание технологий изготовления.

— Разработка методов, позволяющих выявлять и сохранять качество товаров.

— Определение и обоснование стоимости товаров различных сортов.

— Выявление наиболее важных рынков для тех или иных товаров.

Таким образом, на этапе своего становления основной задачей товароведения стало аккумулирование всех имеющихся к тому времени знаний и опыта в такой сфере деятельности, как торговля.

В качестве субъекта товароведной деятельности был определен «человек торговли» или, говоря современным языком, коммерсант; в качестве объекта — товар.

Иоанном Бекманом также был введен термин «технология», который он определил как «науку о ремесле». Он же был первым академическим ученым, который начал писать о товароведении и технологии как о научном предмете и первый, кто стал преподавать курс «Товароведение и технологии» в качестве университетской дисциплины.

На начальном этапе своего развития товароведение, как и большинство наук XVIII века, было преимущественно описательным. Главным образом энциклопедически фиксировались все известные сведения о свойствах отдельных объектов торговли, что хорошо иллюстрирует пятитомная энциклопедия другого немецкого ученого Карла-Гюнтера Людовици (Carl Günther Ludovici), которую в определенной степени можно считать первым в истории справочником по товароведению [2].

Накопление все большего объема информации приводит к ее систематизации и выделению в товароведении более узких специальных областей, которые преподаются как самостоятельные курсы в профессиональных школах для коммерсантов в большинстве европейских стран. Так появляется товароведение товаров однородных групп.

Для Цитирования:
Елисеева Л. Г., Золотова С. В., Развитие товароведной науки за рубежом. Международное общество товароведения и технологий. Товаровед продовольственных товаров. 2017;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: