Организационные изменения и вследствие этого трансформация социально-трудовых отношений (СТО) на разных этапах жизненного цикла российских железных дорог обусловили наряду с позитивными явлениями ряд проблем, характерных для российской экономики, негативность которых заключается в рассогласованности интересов и экономического поведения субъектов трудовых отношений.
Дисбаланс в экономическом поведении субъектов трудовых отношений в масштабах общества ведет к острой социальной напряженности, ухудшению качества жизни значительной части российского населения, глубокой дифференциации доходов, слабости институтов социальной защиты.
В этой связи проблемы достижения согласия, выбора форм и методов развития СТО становятся актуальными для российских предприятий железнодорожного транспорта.
Организация и оплата труда как составляющая социально-экономических отношений влияет на результативность труда, без чего достижение заданных объемов и качества работ (услуг) невозможно.
Рассмотрим эволюцию систем оплаты труда на предприятиях железнодорожного транспорта на этапах.
Следует отметить, что российские железные дороги имеют свои особенности в системе управления, заключающейся в жесткой централизации, что обусловлено спецификой технологического процесса и высокими требованиями к безопасности грузо- и пассажироперевозок. Поэтому по всей сети применяются единые условия оплаты труда и подходы к регулированию социально-трудовых отношений.
С 1997 г. на всех предприятиях железнодорожного транспорта введена единая отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников, занятых в основной деятельности железных дорог (OETC), которая легла в основу организации оплаты труда всех категорий работников и включала 18 разрядов с диапазоном коэффициентов от 1 до 10,07. Тарифные коэффициенты, сгруппированные по категориям работников и уровню управления, предусматривали более значительную дифференциацию постоянной части заработной платы специалистов и руководителей по сравнению с рабочими.