По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.212.5

Развитие скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения в России

А.А. Бакланов доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, пр. Маркса, д. 35, E-mail: аleksbakl@mail.ru
Н.В. Есин доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог», Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), г. Омск, пр. Маркса, д. 35, E-mail: Nikve@mail.ru
А.П. Шиляков доцент кафедры «Подвижной состав электрических железных дорог» г. Омск, пр. Маркса, д. 35, E-mail: ShilyakovAP@omgups.ru

В статье рассмотрены предпосылки развития и проанализированы основные параметры электроподвижного состава для скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на железных дорогах России.

Литература:

1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 877-р от 17.06.2008 г.

2. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. — Режим дступа: http://www.rzd.ru.

3. Высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Монография / под ред. В. А. Гапановича. — СПб.: Издательство ООО «Типография «НП-Принт», 2014. — 304 с.

4. Высокоскоростной железнодорожный транспорт. Общий курс / Под ред. И. П. Киселева. В 2-х томах. — Т.2. — М.: ФГБОУ УМЦ ЖДТ, 2014. — 372 с.

Россия, как известно, имеет самую большую территорию в мире, поэтому сокращение времени перемещения пассажиров является актуальной проблемой. Этот фактор способствует развитию скоростного и высокоскоростного пассажирского движения на железных дорогах нашей страны. Однако имеются другие факторы, сдерживающие этот процесс, основными из них являются невысокая плотность населения и, как следствие, длительная окупаемость крупных проектов, к которым относится создание скоростных и высокоскоростных железнодорожных магистралей. Но, тем не менее, необходимость повышения скоростей движения поездов, в первую очередь пассажирских, остается насущной проблемой. Пути ее решения определены Программой развития скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог ОАО «РЖД» на перспективу до 2020 года и Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года [1, 2].

В настоящее время в соответствии с действующими нормативными документами на железных дорогах скоростным считается движение поездов со скоростью 140–200 км/ч с разделением на два диапазона — 140–160 км/ч и 160–200 км/ч. Высокоскоростным считается движение поездов со скоростью выше 200 км/ч.

Средняя скорость движения поезда Vt, время хода T и пройденный путь L связаны известным выражением Vt = L / T. Затраты времени поездом на прохождение 1 км пути при скоростном и высокоскоростном движении характеризует зависимость на рис. 1.

Из нее видно, что на 1 км пути при средней скорости 150 км/ч затрачивается 24 с, при скорости 300 км/ч — 12 с, а при скорости 600 км/ч — 6 с. Эти данные показывают, прежде всего, что при высоких скоростях движения необходимо с большей точностью измерять параметры движения поездов, режимы работы оборудования и т. п.

Пройденный путь поездом при разных средней скорости и времени хода характеризуют зависимости на рис. 2. Из них видно, что за время 4–5 ч при скоростном движении поезд может пройти расстояние не более 1000 км, а при высокоскоростном движении — не более 2000 км.

Для Цитирования:
А.А. Бакланов, Н.В. Есин, А.П. Шиляков, Развитие скоростного и высокоскоростного пассажирского железнодорожного сообщения в России. Железнодорожник. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала