Решение вопросов по укреплению общественного здоровья в документах стратегического планирования является приоритетным для Российской Федерации. Основываясь на соблюдении конституционных принципов прав человека, руководством страны вырабатывается государственная политика, направленная не только на минимизацию угроз национальной безопасности, но и на совершенствование сферы охраны здоровья граждан. В этой связи Стратегия развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года1 базируется на оценке современного состояния здравоохранения России, формулирует основные поэтапные задачи и приоритетные направления развития этой сферы, а также прогнозирует результаты, предлагает инструменты и механизмы реализации. Кроме того, указанная Стратегия лежит в основе ключевых государственных актов и программ, нескольких национальных проектов2.
Создание условий для обеспечения национальной безопасности обусловлено необходимостью снижения распространенности, во-первых, сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и других неинфекционных заболеваний; во-вторых, минимизацией распространения наркомании и алкоголизма; в-третьих, контролем за туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, вирусными гепатитами, инфекциями СМП; в-четвертых — снижения отравлений и травматизма; в-пятых, контролем за неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире [1–3], в том числе по ряду новых и опасных инфекционных заболеваний. Кроме того, многочисленные исследования глобального бремени болезней, тенденций развития неинфекционных заболеваний, травм и факторов риска являются предметом обсуждения современных ученых [4, 5].
В этой связи важнейшими задачами развития здравоохранения в Российской Федерации названы повышение качества медицинской помощи, профилактика заболеваний и совершенствование системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Поэтому участие многих органов исполнительной власти в реализации национальных проектов имеет большое значение.