По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 502

Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Томской области

Черникова Т. Ю. аспирант, Национальный исследовательский Томский политехнический институт, начальник отдела ООПТ ОГБУ «Облкомприрода», г. Томск, E-mail: chernikova@green.tsu.ru

В статье проведен анализ изменения состояния особо охраняемых природных территорий за последние 50 лет. Выявлены основные тенденции, проблемы и предложены пути их решения.

Литература:

1. Гладкевич Г.И. Особо охраняемые природные территории как важнейшая составляющая природных рекреационных ресурсов // Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой: Материалы междунар. науч.‑практ. кон. — Смоленск, 2000. — 31 с.

2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации / Главная / Документы / Государственные доклады и программы / Государственный доклад о состоянии окружающей среды Российской Федерации / Государственный доклад о состоянии окружающей среды Российской Федерации в 2011 году [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.mnr.gov.ru

3. Закон Томской области от 12.08.2005 № 134‑ОЗ «Об особо охраняемых природных территориях в Томской области» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс»

4. Защита прав на природные ресурсы: науч.‑практ. пособие / под ред. С.А. Боголюбова. — М., 2009. — 440 с.

5. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области / Качество природной среды / Экообзор состояния качества среды [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.green.tsu.ru

6. Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды / Общие сведения / История становления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.green.tsu.ru

7. Кревер В.Г., Стишов М.С., Онуфреня И.А. Особо охраняемые природные территории России: современное состояние и перспективы развития. — М.: WWF России, 2009. — 456 с.

8. Петров В.В. Правовая охрана природы в СССР: учебник. — М., 1984. — 290 с.

9. Резолюция Медународной школы-семинара «Заповедное дело в общественном сознании: этические и культовые аспекты» («Трибуна-8») // Гуманитарный экологический журнал. — 2002. — Вып. 2. — Т. 4.

10. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории. — М.: Мысль, 1978. — 295 с.

Во всем мире особо охраняемые природные территории (ООПТ) признаны важнейшим инструментом сохранения ландшафтного и биологического разнообразия. Кроме того, ООПТ предоставляют людям природные продукты [4], возможности рекреации и образования [1], сохраняют культурные и духовные ценности [9], играют важную роль в сохранении связи между человеком и природой [7, 10].

Термин «особо охраняемые природные территории» в отечественной природоохранной литературе используется уже не одно десятилетие [8]. Однако однозначное определение дано Федеральным законом от 14.03.1995 № 33 «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон № 33‑ФЗ): особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом целей организации, особенностей режима и управления согласно п. 2 ст. 2 Закона № 33‑ФЗ различают следующие категории ООПТ:

• государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; национальные парки;

• природные парки;

• государственные природные заказники;

• памятники природы;

• дендрологические парки и ботанические сады.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Закона № 33‑ФЗ, ООПТ могут иметь федеральное, региональное и местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, причем дендрологические сады и ботанические сады — в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

Пункт 5 ст. 2 № Закона 33‑ФЗ указывает, что государственные природные заповедники и национальные парки относят к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Для Цитирования:
Черникова Т. Ю., Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Томской области. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: