По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 656.2.08

Развитие систем менеджмента безопасности на железнодорожном транспорте

В. М. Рудановский канд. техн. наук, E-mail: rudanovsckyv@yandex.ru

Приводится обзор создания и рассматриваются подходы к развитию систем менеджмента безопасности (СМБ) на железнодорожном транспорте в странах Европейского союза (ЕС), Канаде, Австралии, ЮАР, Российской Федерации.

Литература:

1. Experiences with Safety Management Systems. Survey on existing SMS legislation and SMS practices in the railway sector and other safety critical sectors throughout the world // Support document for the implementation of a Safety Management System. — ERA Safety Unit — SafeCert Team. — 30/03/2007. 88 р. — URL: http://www.era.europa.eu.

2. Communication from the Commission to the Council and the European Parliament on a Progress Report on the implementation of the Railway Safety Directive and of the Railway interoperability Directives // Commission of the European Communities. Brussels, 08.09.2009. COM (2009) 464 final. 11 р. — URL: http://www.era.europa.eu.

3. Commission Staff Working Document. Progress report on the implementation of the Railway Safety Directive // European Commission. Brussels, 17.12.2014. SWD (2014) 355 final. 36 р. — URL: http:// www.eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT.

4. Application guide for the design and implementation of a Railway Safety Management System. A System Approach // ERA/GUI/01-2011/SAF. Version 1. 13/12/2010. — URL: http://www.era.europa.eu/ Document-Register/Pages.

5. Application guide for the design and implementation of a Railway Safety Management System. RSD and other management standards // ERA/GUI/03-2011/SAF. Version 1. 13/12/2010. — URL: http:// www.era.europa.eu/Document-Register/Pages.

6. The European Railway Agency’s Safety Management Systems (SMS) wheel // European Railway Agency — TR-31-12-121-EN-C. Version 2. 25/05/2012 5 р. — URL: http://www.era.europa.eu/tools/sms.

7. Railway Management Maturity Model (RM3 ) // Office of Rail Regulation (ORR). Version 1.02. — March 2011. — URL: http://www.orr.gov.uk/assets/.

8. Guidance for safety certification and supervision. Management Maturity Model // European Union Agency for Railways — Version 1.0. 29/06/2018. — URL: http://www.era.europa.eu/Document-Register/Pages.

9. Ge, Xiaocheng (2017) A New Model of Safety Management System for Railway Operation. — In: First International Conference on Rail Transportation, — 10–12 July 2017, Southwest Jiaotong University, Chengdu, China. (Unpublished). — URL: http://www.eprints.hud.ac.uk/id/ eprint/32873/.

10. Directive (EU) 2016/798 of the European Parliament and of the Council of 11 May 2016 on railway safety (recast) // Official Journal of the European Union. L 138, 26 May 2016. Vol. 59, pp. 102–149.

11. Рудановский В.М. Система менеджмента безопасности в новой Директиве ЕС // Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. — 2020. — № 4. — C. 16–34.

12. Railway Safety Management System Regulations // SOR/2015-26. — 42 p. Published by the Minister of Justice at the following address: http://www.laws-lois.justice.gc.ca.

13. Lianne M. Lefsrud, Renato Macciotta Pulisci, Anne Nkoro. Railway Association of Canada, Role of Safety Management Systems (SMS) in the railway industry and potential for enhancement of the Railway Safety Act (RSA) // David and Joan Lynch School of Engineering Safety and Risk Management, Faculty of Engineering, University of Alberta — Confidential Draft, 24 September 2017. — For Discussion Purposes Only, 27 p. — URL: https://www.tc.gc.ca/railsafetyacteview/ documents/Appendix_E.

14. Doug Lewis, Pierre-Andre Côtè, Martin Lacombe, Gary Moser. Stronger Ties: A Shared Commitment to Railway Safety. Review of the Railway Safety Act // Ottawa, Canada. K1A 0N5. November, 2007. — URL: https://www.tc.gc.ca/media/documents/railsafety/.

15. Guideline Safety Management System // Office of the National Rail Safety Regulator. Australia. — Version 2.0. Date approved: 18 April 2018. Objective ID: A401174, 67 p. — URL: https:// www.onrsr.com.au.

16. Management System. Standard Procedure Applicable all Sections (Queensland) PRO-O-001. Emergency and Railway Safety Occurrence Management // Australia Eastern Railroad Pty Ltd. — Rev. 1, 01.07.2009, 20 p. — URL: https://www.rtbu.com.au/_dbase/_upl.

17. Herman Bruwer. Railway Safety Process Management in SPOORNET. International Railway Conference “MANAGEMENT FOR SAFETY”. Tokyo. 10 September 2002, 21 p.

Создание систем, получивших применительно к железнодорожному транспорту многих стран общее наименование «системы менеджмента безопасности» (СМБ), вызревало давно, начиная с середины прошлого века. Однако реальное воплощение эта идея получила только на рубеже 1990–2000-х годов на железнодорожном транспорте Австралии, Новой Зеландии, Канады, Великобритании и Италии, вскоре после этого — в ЮАР, а после 2004 года — во всех государствах — членах Европейского союза (ЕС), как представлено на рис. 1.

В официальных документах, действующих на железных дорогах США, подобное наименование не употребляется, однако за выражениями «социотехническая система», «технология системного менеджмента» или «новый подход, основанный на программе снижения риска» и их практическим воплощением начиная с 2008 года вполне выявляется подход, аналогичный подходу к СМБ.

В ОАО «РЖД» и в холдинге «РЖД» в целом такая система в отношении обеспечения одного из видов безопасности — безопасности движения — получила название «система менеджмента безопасности движения» (СМБД), создание которой началось в 2009 году.

СМБ является частью общей системы менеджмента железнодорожных организаций, реализующей управленческие технологии применительно к процессам, связанным с безопасностью на железных дорогах. Она способствует достижению целей и решению задач безопасности за счет упорядоченной и системной деятельности всего управленческого звена каждой организации.

Поэтому существенное отличие СМБ как средства достижения целей и решения задач безопасности от иных средств, например технических, заключается в том, что действует благодаря целенаправленной работе управленческого персонала всех уровней, начиная с верхнего, в том числе ее высшего руководителя. Это значит, что функционирование СМБ осуществляется силами исключительно управленческого персонала. При этом результаты такой работы управленческого персонала должны быть известны исполнительскому персоналу и прямо или косвенно проявляться в работе последнего, способствуя тем самым безопасному выполнению всех перевозочных и производственных действий.

Для Цитирования:
В. М. Рудановский, Развитие систем менеджмента безопасности на железнодорожном транспорте. Безопасность и охрана труда на железнодорожном транспорте. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: