До конца XVIII века больницы в Самарском уезде (в настоящее время Самарская область) создавались лишь на частные средства. В геометрическом плане 1804 года внутри крепостного вала обозначены два небольших здания, принадлежащих городской больнице, возведение которой как раз и завершилось в указанном году. В начале XIX века в Самарском уезде стала постепенно развиваться местная медицина, появились больницы и курорты.
В 1851 году с присвоением Самарскому уезду нового статуса «губернский город», 21 апреля открыта врачебная управа, инспектором которой назначен доктор медицины и хирургии Финке. Постепенно самарская медицина приняла в свои ряды двух ветеринаров, трех повивальных бабок, одного оспопрививателя, одного фельдшера и одного зубного врача. Первая городская больница поступила в ведение общественного призрения.
С введением в действие на территории Российской империи Положения о земском самоуправлении от 1 января 1864 года в ведение земства, помимо всего прочего, перешло и «попечение о народном здравии». Больничные заведения и медицинский персонал Приказа общественного призрения и Министерства уделов переходили под управление земских управ.
Петр Алабин, один из знаменитых самарских мэров, свидетельствует: «…в первое полугодие 1865 года, т. е. немедленно по введению земских учреждений в Самаре, городская больница Приказом общественного призрения была передана в ведение Самарского губернского земства в следующем виде: 1 старший фельдшер с жалованием 150 рублей в год, 4 младших фельдшера по 120 рублей в год каждому». В то время по вопросу состояния медицинского дела наличествовал острый количественный и качественный дефицит квалифицированного фельдшерского персонала. Сложившаяся ситуация была озвучена уже на самых первых заседаниях городских управ. Этому свидетельствуют воспоминания и коренного жителя с. Титовки Самарского уезда Петра Васильевича Кожеваткина: «…титовские крестьяне тогда больше лечились у знахаря, хозяина овчинной мастерской Тимофеича. Вместо лекарств овчинник потчевал больных наговорами. Всякому, кто приходил к нему, он давал неизменный совет: "Три дня не ешь. Утром и вечером читай "Богородицу". Если Богу угодно будет, все как рукой снимет. Не поможет — значит, ты великий грешник…"».