По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.436.33;621.892

Развитие российского агропромышленного комплекса в условиях новых вызовов

Голубев А. В. проф. кафедры экономики, ФГБОУ ВО «РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева», г. Москва, E-mail: agolubev@rgau-msha.ru

Рассмотрены новые вызовы агропромышленному комплексу России, часть которых носит глобальный характер. К ним относятся пандемия коронавируса и мировой экономический кризис, замедление процессов глобализации и локализация продовольственных рынков, опасность быстрого и масштабного распространения новых болезней сельскохозяйственных культур и животных, а также глобальное изменение климата. Другая часть вызовов имеет национальные масштабы: опасная зависимость российского сельского хозяйства от импорта инноваций, технологическое отставание отрасли, снижение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия, падение естественного почвенного плодородия и ухудшение агроэкологических характеристик используемых земель. Вызовы имеют природное и экономическое происхождение. Их негативное влияние необходимо купировать, для чего предлагается комплекс проведения масштабных агротехнических и санитарно-профилактических мероприятий. Часть вызовов создает возможности для развития, которыми следует эффективно воспользоваться.

Литература:

1. Анохина М. Е. Моделирование стратегии управления экономическим ростом сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2019. — № 2. — С. 23–34.

2. Баутин В. М., Липченко Е. А. Инвестиционный рейтинг и структурные преобразования сельского хозяйства // Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 12. — С. 3–12.

3. Голубев А. В. Российская и зарубежная модели диффузии инноваций в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2020. — № 7. —С. 43–46.

4. Сычев В. Г., Шафран C. A. О балансе питательных веществ в земледелии России // Плодородие. — 2017. — № 1. — С. 1–4.

5. Anokhina М., Golubev A., Kondrashina O. Cognitive Modeling in the Management of Economic Growth of the Agriculture in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. — 2019. — Vol. 10. — № 1. — P. 119–34.

Российский агропромышленный комплекс, как и вся отечественная и мировая экономика, столкнулся с рядом новых вызовов. Наиболее актуальным и острым из них является пандемия коронавируса, повлекшая мировой экономический кризис. В этих условиях многие народнохозяйственные отрасли не выдержали испытаний и значительно сократили объемы производства и услуг, а некоторые из них оказались на грани краха. В отличие от других секторов экономики, сельское хозяйство и весь агропромышленный комплекс России сумели не только сохранить, но и нарастить выпуск продукции.

По итогам 2020 г. отмечается двухпроцентное увеличение производства сельскохозяйственной продукции, в то время как национальный ВВП сократился.

Это отнюдь не означает пагубного влияния коронавируса и введенного для его нейтрализации локдауна на сельское хозяйство, которое испытало сложности, например, с привлечением иностранных граждан на сезонные работы в овощеводстве и в ряде других трудоемких отраслей. Но это препятствие, как и ряд других, было успешно преодолено отечественными аграриями. Вместе с тем российский агрокомплекс сумел воспользоваться возможностями, возникшими с появлением пандемии. В этой связи уместно подчеркнуть, что любой кризис имеет две стороны — негативную и позитивную, открывающую новые перспективы. В качестве последней можно назвать возросший спрос во всем мире на продовольствие, спровоцированный коронавирусом. Данный спрос напомнил людям о первозданных ценностях, высветив агропродовольственный комплекс в новом ракурсе.

В результате в мире повысились цены на продукты питания, рост которых докатился до России. Следует заметить, что это позволило аграриям частично компенсировать недостаток денежных средств, полученных в результате низких цен на произведенную ими продукцию в предыдущие годы. Однако вводимое с начала этого года сдерживание цен на основные продовольственные товары ограничило эти возможности, поставив сельскохозяйственных товаропроизводителей в сложное положение, в котором они оказались заложниками роста себестоимости продукции из-за резкого роста стоимости удобрений, пестицидов, ГСМ, электроэнергии и других потребляемых средств производства.

Ограничение роста цен на продовольствие без соответствующего регулирования остальных составляющих процесса создания продовольствия в продуктовой цепи и особенно тарифов монополистов приведет в конечном счете к сокращению объемов производства и возможному дефициту продовольствия на национальном и региональных продовольственных рынках. Кроме того, повышение таможенных тарифов на ряд экспортных товаров существенно сократило размер доходов производителей зерна, сои, птицы, масложировой и прочей продукции, поставляемой на глобальные рынки. Российские аграрии в подобной ситуации оказываются в наиболее уязвимом финансовом положении, что значительно препятствует планомерному развитию их бизнеса. В результате снижается инвестиционная привлекательность сельского хозяйства, являющаяся основой для перспективного роста экономики [2]. В конечном счете это снижает потенциальные возможности агропромышленного комплекса [1].

Пандемия коронавируса и ряд других кризисных явлений вызвали замедление глобализационных процессов, что усилило локализацию продовольственных рынков. На первый план выходят проблемы насыщения национальных рынков продуктами питания, первоочередного снабжения продовольствием собственного населения. На это направлены некоторые ограничительные меры по вывозу сельскохозяйственной продукции за рубеж. Вместе с тем экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из России в 2020 г. возрос, достигнув почти 30 млрд долларов. По этому показателю агропромышленный комплекс существенно превысил экспорт российского оружия.

Высокая зависимость отечественного агропромышленного комплекса от импорта инноваций остается весьма острым современным вызовом. Овощеводство защищенного грунта, картофелеводство, производство сахарной свеклы и подсолнечника, активные вещества многих пестицидов и средств защиты животных, сельскохозяйственная техника и технологии в больших объемах завозятся из-за рубежа. В 2019 г. доля российских семян в посевах сахарной свеклы составила всего лишь 0,6 %, картофеля — 9,7, подсолнечника — 26,5, рапса ярового — 31,7 %. Причем зачастую нам поставляются далеко не самые последние достижения науки и передовой практики. При этом создается долговременная зависимость российских аграриев от импортных инноваций, поскольку политика продвижения на наш рынок многих товаров и услуг выстроена в расчете на извлечение максимально возможной прибыли в течение многих лет [3]. В результате мы не только становимся зависимыми от зарубежных поставок семян и посадочного материала, а также других фундаментальных основ сельскохозяйственного производства, без которых объемы получения продукции могут резко сократиться, но и лишаемся возможности систематического вложения средств в динамичное развитие отечественных лабораторий и научных центров.

Согласно Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20, доля семян основных сельскохозяйственных культур отечественной селекции должна составлять не менее 75 %. В 2019 г. данный показатель достиг 62,7 %. Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017–2025 гг. призвана обеспечить импортозамещение в наиболее проблемных областях российского агрокомплекса, где зависимость инноваций от поставок из-за рубежа создает угрозу нашей национальной безопасности. При этом поставлена задача создать отечественные конкурентоспособные сорта и гибриды сельскохозяйственных культур, породы и кроссы животных, средства защиты растений, технологии и прочее, которые смогли бы с успехом заменить ныне импортируемые аналоги. В настоящее время российские инновации зачастую проигрывают по показателям эффективности завозимым аналогам, что объясняет предпочтения сельскохозяйственных товаропроизводителей покупать то, что приносит им максимальную прибыль.

Но, прибегая к импортным инновациям, экономика развивается по другому сценарию, отличному от того, который базируется на производстве, построенном на использовании отечественных технологий. В первом случае развитие происходит дискретно, от одного приобретения инноваций до другого. Во втором — динамика носит спиралеобразный характер, происходит постоянный качественный рост отдельных производств, предприятий и всей экономики. Пока еще остается отрицательный баланс приобретения и продажи за рубеж технологий. Импорт инноваций в ряде случаев на порядок больше их экспорта, что свидетельствует о технологической отсталости. К тому же на российские поля вносится гораздо меньше удобрений и прочих агрохимикатов, что отражается на невысокой урожайности сельскохозяйственных культур. Например, урожайность зерна пшеницы в 2018 г. составила в России 2,7 т/га, в то время в США и в Канаде — 3,2, а во Франции — 6,8 т/га. Еще более разительные отличия наблюдаются в уровнях урожайности кукурузы, где мы в 2–2,5 раза отстаем от ведущих стран.

Данное обстоятельство в совокупности с другими негативными факторами обусловливает возникновение еще одного значимого нового вызова — снижения конкурентоспособности определенной доли отечественной сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Помимо технологического отставания имеет место недостаточное нормативное регулирование деятельности в агропродовольственной сфере, что создает трудности особенно при продвижении нашей продукции на глобальные рынки. Кроме того, несмотря на возрастающие объемы господдержки, субсидирование сельского хозяйства России явно уступает ведущим аграрным странам, где величина бюджетной помощи отрасли достигает трети стоимости произведенной продукции. Подобная помощь крайне необходима в современных условиях, когда аграрный сектор экономики испытывает негативное давление с двух сторон — от монополистов-поставщиков электроэнергии, горючего, минеральных удобрений, средств защиты растений, животных и рыб и т. д., а также от заготовителей сельскохозяйственной продукции, прежде всего сетевой торговли.

Последнее обстоятельство заметно обострилось в последнее время в связи с требованиями по ограничению цен на продовольствие, которое сильнее всего бьет по сельскохозяйственным товаропроизводителям. Все это не только снижает их доходность, но и отрицательно сказывается на конкурентоспособности оте чественной продукции. Поэтому выпадающие доходы аграриев необходимо компенсировать соответствующей господдержкой, объемы которой в настоящее время не покрывают размера их экономических потерь.

Еще одним вызовом, но уже долговременного характера, является глобальное изменение климата. По некоторым оценкам, в данном процессе активно участвует сельское хозяйство, образуя парниковые эффекты. Существуют весьма различные, вплоть до диаметрально противоположных, точки зрения на влияние этого изменения на российский агропродовольственный комплекс. В одних случаях утверждается о положительном воздействии потепления на состояние сельского хозяйства, раздвигающего свои границы в направлении ареалов с холодным климатом. В других случаях говорится об отрицательном влиянии глобальных агроклиматических изменений вследствие возрастания засушливости и других негативных для сельскохозяйственного производства явлений. Очевидно, более правомерно говорить о разнонаправленном влиянии этих изменений на эффективность аграрного сектора экономики нашей огромной страны. В качестве нейтрализации или уменьшения негативного воздействия глобального изменения климата следует шире использовать дифференцированные системы растениеводства и животноводства, адаптированные к особенностям сельскохозяйственных ареалов с учетом грядущих изменений.

Вызовами, получившими новое понимание в современных условиях, являются усиливающееся снижение почвенного плодородия, усиление водной и ветровой эрозии, закисление и засоление сельскохозяйственных земель на площади многих десятков миллионов гектаров. Дефицит содержания почвенного гумуса и питательных веществ (–40 кг/га) создают опасность падения не только естественного, но и экономического плодородия земель, которое в конечном счете формирует урожай [4]. Для изменения этой негативной тенденции принята ведомственная программа «Развитие мелиоративного комплекса России», в которой предусмотрены меры по повышению продуктивной способности сельскохозяйственных земель за счет проведения масштабных агромероприятий.

В последнее время возросла вероятность ускоренного и масштабного распространения различных вредных организмов (болезней, вредителей, сорняков) для сельскохозяйственных культур и животных, а также объектов аквакультуры. Возможность и скорость их распространения необходимо предотвращать санитарноэпидемиологической профилактикой и выполнением защитных мероприятий. Недооценка данного вызова чревата последствиями, аналогичными с печальными итогами пандемии коронавируса. К тому же опасные инфекционные заболевания животных могут перекинуться на людей, что создает дополнительные угрозы национального характера.

Таким образом, агропромышленный комплекс России столкнулся с рядом новых вызовов. Часть из них имеет глобальные масштабы, а другая — национальные или региональные. Они имеют как экономическое, так и природное происхождение, но, независимо от этого, каждый из них оказывает весьма сильное воздействие на российский АПК. Более того, их влияние, в случае недоучета многочисленных рисков, может приобрести губительный характер. Поэтому для нейтрализации потенциальной опасности необходимо предвидеть их пагубные последствия и выстроить систему мер по их нейтрализации. Вместе с тем ряд вызовов, порождая кризисные явления, несут в себе не только отрицательные стороны, но и новые возможности развития. В частности, пандемия коронавируса обусловила повышение спроса на продовольствие, что в целом стимулирует сельскохозяйственное производство. Данной ситуацией необходимо воспользоваться для дальнейшей динамики аграрного сектора экономика, стараясь извлечь из этого максимум положительных эффектов. Как показывает экономико-математическое моделирование, сельское хозяйство России имеет огромный потенциал развития, который может быть реализован при грамотном управлении отраслью [5].

Язык статьи:
Действия с выбранными: