Комплексное развитие Арктической зоны Российской Федерации является одним из приоритетов государства1,2 и направлено на обеспечение национальных интересов страны, в том числе в области социально-экономического и научного развития, повышения обороноспособности и безопасности. Президентом Российской Федерации1 и Правительством Российской Федерации2 определены стратегические задачи развития Северного морского пути (СМП) как круглогодичного транспортного коридора мирового значения, используемого для перевозки национальных и международных грузов, а также структуры, обеспечивающей национальную безопасность и присутствие России в Арктике, освоение морских месторождений минеральных ресурсов.
Для решения поставленных задач документами стратегического планирования предусмотрено3 строительство новых атомных ледоколов и другой морской атомной техники, модернизация предприятий, осуществляющих их обслуживание и ремонт. Привлечение внимания государства и общества к решению указанных вопросов должно положительно сказаться на развитии и укреплении атомного флота, судостроительной и судоремонтной отрасли, смежных отраслей российской экономики: металлургии, приборо- и машиностроения, электроники, создании композитных материалов; способствовать цифровой трансформации производств и появлению новых рабочих мест [1].
В то же время на уже действующих предприятиях судостроения и судоремонта существует ряд проблем, требующих срочного решения: замена физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов, сохранение и подготовка квалифицированных специалистов, улучшение условий их труда. Безусловно, указанные проблемы во многом типичны и для других отраслей промышленности. Но особенно остро сегодня стоит проблема дефицита кадров, на что обратил внимание в своем выступлении на XIII (внеочередном) Съезде Федерации независимых профсоюзов России в октябре 2024 года Президент Российской Федерации В.В. Путин4.