В последнее время во всех отраслях все больше внимания уделяется человеческим ресурсам как основному капиталу организации [3; 4], а развитие профессионально-квалификационного потенциала персонала рассматривается в качестве одного из ключевых механизмов достижения конкурентных преимуществ [1; 2]. Аналогичные тенденции отмечаются и в системе здравоохранения.
В связи с этим нами была разработана трехуровневая система непрерывного профессионального развития (НПР) медицинского персонала, отдельные элементы которой были внедрены в работу сети негосударственных поликлиник. Данная система включает три уровня обучения: адаптацию при трудоустройстве, устранение дефицита знаний, умений и навыков (ЗУН) — коррекцию и развитие — приобретение новых ЗУН. Организации последнего уровня посвящена настоящая статья.
Целью уровня НПР «Развитие» является повышение профессионально-квалификационного потенциала медицинского персонала для реализации стратегий перспективного развития сети.
Задачами обучения являются:
• обеспечение соответствие ЗУН современному уровню медицинской науки;
• приобретение ЗУН, необходимых для использования в работе инновационных методов диагностики, лечения, профилактики и реабилитации;
• приобретение ЗУН, необходимых для использования в работе инновационных организационных подходов;
• приобретение ЗУН, необходимых для работы с новым медицинским оборудованием и компьютерными программами;
• приобретение ЗУН, необходимых для работы с новыми программами медицинского обслуживания;
• ресертификация, тематическое усовершенствование, профессиональная переподготовка.
Схема организации обучения на уровне НПР «Развитие» представлена на рис. 1. Диагностику потребности в обучении определял руководитель корпоративного учебного центра (УЦ), развернутого на базе одной из поликлиник сети. Основанием для этого была информация о новых клинических рекомендациях, стандартах медицинской помощи и протоколах ведения пациентов, а также сведения о сроках действия сертификатов, поступающие от кадровой службы. Руководитель УЦ определял контингент для обучения, содержание, механизмы, формы, методы обучения и его сроки; составлял индивидуальный учебный план.