В настоящее время руководители российских компаний на практике убедились в эффективности применения методов, базирующихся на методологии управления проектами. Проектное управление процессами выполнения крупных задач разнообразного характера позволяет качественно изменять достижение их основных показателей: время (минимизировать отклонение от запланированных сроков окончания), бюджет (обеспечивать сокращение перерасхода средств и ресурсов), качество (достигать значений показателей, установленных в техническом задании). Вместе с тем рассмотренные категории задач относятся к уровню хозяйствующего субъекта. Расширение возможностей использования этого инструмента для получения положительных эффектов возможно не только в направлении углубления учитываемых закономерностей объекта, но и учета этапов его жизненного цикла. Для процессов создания крупных объектов для коммерческого использования характерным является то, что разные этапы его создания и эксплуатации реализуются на разных рынках, что обуславливает различия в критериях оптимизации.
Управление проектом — это особая методология планирования, организации, а также руководства, координации материальных, человеческих и других ресурсов на протяжении всего жизненного цикла проекта, которая направлена на эффективное достижение его целей с помощью применения современных методов и технологий менеджмента для достижения определенных проектом целей и задач. С системных позиций управление проектом — это управление процессом перевода объекта управления из одного состояния (стартового) в запланированное. При этом выполняются условия по времени, бюджету и качеству [1].
Термин «проект» в специальной литературе обозначает комплексное решение сложной многофункциональной задачи. Остановимся только на двух группах задач. Во-первых, это задачи: совершенствования управления компанией (проекты организационного совершенствования, такие как, например, изменение системы оплаты труда работников компании, оптимизации сквозных бизнес-процессов в организации и т. п.). Другим направлением применения метода организационного управления является оформление комплекса вопросов по организации производства и продаж нового товара, организация производства товара, созданного на новых технологиях и материалах (например, полученных с применением нанотехнологий, производство телевизионных аппаратов по технологии OLED), и вывод их на рынок.