По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 323.01:321.7

Развитие правовых институтов в российской молодежной среде. Перспективы использования польского опыта защиты прав человека в сфере высшего образования

Е.А. Лавринец аспирант, кафедра социальных и гуманитарных наук Университета информационных технологий, механики и оптики

В статье исследуется вопрос уровня правозащитной деятельности в сфере высшего образования Российской Федерации, участия органов политической власти в данном процессе. Рассматривается процесс создания и функционирования института уполномоченного по правам студентов (университетского омбудсмена) и перспективы развития гражданского общества в России. Проводится сравнительный анализ российского и польского опыта защиты прав человека в сфере высшего образования, а также сравнивается деятельность органов студенческого самоуправления университетов России и Республики Польша.

Литература:

1. Грицюк М. В РФ появится омбудсмен по защите прав инвалидов. Выступление Президента РФ на Общероссийском народном фронте 28 марта 2013 г. в Ростове-на-Дону // Российская газета. – 2013. – № 68. – 29 марта.

2. Координационный совет российских уполномоченных по правам человека [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ombudsmanrf.org/ koordinatsionnyj-sovet/7408 (дата обращения: 01.10.2015).

3. Зражевская Т.Д. Правовые проблемы развития института омбудсмена как органа государственной защиты прав человека в Российской Федерации // Омбудсмен: государство и защита прав человека. – 2012. – № 1. – С. 13–16.

4. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. – М., 2009. – 448 с.

5. Панов П. Омбудсмен будет защищать право студентов на качественное образование. Интервью Министра образования РФ Дмитрия Ливанова // Известия. – 2012. – № 24. – 22 декабря.

6. Хиль-Роблес А. Парламентский контроль за администрацией (институт омбудсмана) / пер. с исп. А. Казачкова. – М., 2004. – 360 с.

7. Всероссийский студенческий союз // Голосование за уполномоченного по правам студентов 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vote.stud-forum.ru/ (дата обращения: 01.10.2015).

8. Czarter Parlament Studentów Rzeczypospolitej Polskiej [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www. psrp.org.pl/parlament/dokumenty-zposiedzen-i-statut/ (дата обращения: 01.10.2015).

9. Rzecznik Uniwersytet Ekonomiczny w Krakowie [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psuek.pl/rzecznikpraw-studenta (дата обращения: 01.10.2015).

10. Uniwersytet Rzecznik UW [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //portal.uw.edu.pl/web/ombudsman (дата обращения: 01.10.2015).

11. Zarządzenie nr 30 rektora uniwersytetu warszawskiego [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ortal. uw.edu.pl/documents/6117946/0/zarz_30. pdf (дата обращения: 01.10.2015).

12. Centrum Alternative Dispute Resolution Uniwersytetu Warszawskiego [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://portal.uw.edu.pl/ pismo-uczelni/glowna (дата обращения: 01.10.2015).

Преобразования в постсоветской России выявили острую потребность в функционировании институтов гражданского общества. Ярким примером механизма, который позволяет наладить диалог в обществе, является институт омбудсмена (уполномоченного по правам человека).

О потребности государства в укреплении института омбудсмена заявил Президент РФ В.В. Путин на конференции Общероссийского народного фронта 28 марта 2013 г. в Ростовена-Дону [1]. Также о потребности в расширении и развитии системы института омбудсмена говорит уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова, о чем она заявила 9 июня 2014 г. на заседании Координационного совета по правам человека в Москве [2]. Т.Д. Зражевская в своем исследовании говорит, что учреждение института омбудсмена как государственного правозащитного органа знаменует важный этап, на котором защита прав человека формируется как задача Российского государства [3, с. 3]. Как отмечает в своем исследовании А.С. Автономов [4, с. 275], во многих странах омбудсмен не ограничивается надзором за соблюдением законности, а в праве, в отличие от прокуратуры, вмешаться при отсутствии формальных нарушений закона.

В своем исследовании мы сделали акцент на сфере высшего образования. Так, о потребности создания данного института в сфере высшего образования высказал свое мнение министр образования РФ Дмитрий Ливанов: «В настоящее время министерство активно развивает различные инструменты построения открытого конструктивного диалога с обществом и решения существующих проблем. Создание института уполномоченного по правам студентов в РФ позволит выстроить диалог между студенчеством и государственной властью и решить многие реальные проблемы» [5]. Он отметил, что уполномоченный станет проводником между студенчеством и министерством и сделает их диалог публичным.

Первый в Испании народный защитник А. Хиль-Роблес пишет: «Омбудсмен прежде всего означает защиту администрируемого перед лицом администрации в любом из ее проявлений и независимо от круга ее компетенций, то есть институционализацию еще одного инструмента защиты человека в обществе от бесконтрольного властвования» [6, с. 281]. К сожалению, на сегодняшний день проблема бесконтрольного властвования является главной преградой перед развитием гражданского общества в России. Мы видим выход из этой ситуации в создании «горизонтали» правовых институтов гражданского общества против «вертикали власти».

Для Цитирования:
Е.А. Лавринец, Развитие правовых институтов в российской молодежной среде. Перспективы использования польского опыта защиты прав человека в сфере высшего образования. Юрист ВУЗа. 2016;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: