Концепция бизнес-моделей приобретает все бóльшую актуальность и находит свое применение в сфере управления, инновационной деятельности, стратегическом развитии, социальной ответственности и экологическом сегменте. Появившийся в середине ХХ века термин «бизнес-модель» показал свое удобство и применимость в качестве описательного инструмента как для новых видов деятельности организаций, так и для самих новых предприятия. В силу своей крайней универсальности бизнесмодель не только описывает внутренние процессы организации, но и дает общую характеристику, а также основание для оценки стратегии предприятия, структуры финансов, возможностей, рисков и прочих факторов, влияющих на организационную деятельность.
С технологическим развитием возникает необходимость в создании инновационных бизнес-моделей, которые способствовали бы повышению успешности деятельности организаций и увеличению результативности. В связи с этим в научном сообществе стали появляться разноплановые концепции бизнес-моделей, различающиеся по своему содержанию, структуре и функциям, а само определение термина получило различные, часто противоречивые определения.
Для повышения конкурентоспособности, востребованности на рынке коммерческим и некоммерческим организациям необходимо не просто осуществлять свою деятельность, но и корректно управлять ею, используя известные практике инструменты. В связи с этим область применения бизнес-моделей, по мнению автора, не может быть ограничена лишь организациями, главной целью которых является получение прибыли.
К настоящему времени в научной литературе и на практике отсутствуют готовые решения в части построения новой, отвечающей современным вызовам бизнес-модели образовательной организации. В то время как возрастающие затраты, нерелевантное содержание образовательных траекторий, отсутствие качественных данных о полученных компетенциях, возрастающие коммерциализация и конкуренция среди вузов, институциональные трансформации в сфере высшего образования сигнализируют о необходимости изменений. В связи с этим основной целью данной статьи является не столько в поиск ответа на вопрос «что есть бизнес-модель?», сколько систематизация существующих взглядов на дефиницию и анализ ее применимости к образовательным организациям.