По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.24

Развитие понятия «бизнес-модель» и его применимость к образовательным организациям

Ксенофонтова Мария Дмитриевна1 аспирант кафедры бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», 125167, Москва, Ленинградский просп., д. 49/2, E-mail: ksenofontova@live.ru.

В статье рассматривается динамика развития термина «бизнес-модель» на основе анализа публикаций отечественных и зарубежных исследователей. Бизнес-модель не только является концептуальным представлением структуры организации и отражает логику предприятия, но и используется в качестве универсального управленческого инструмента, в том числе участвующего в процессах контроля и управления изменениями. Термин «бизнес-модель» нашел свое применение во многих сферах деятельности и «накопил» множество интерпретаций, определений и концепций моделирования, что создает определенные проблемы в части определения границ предметной области и компонентов модели. Бизнес-модель может быть использована не только в сфере коммерческих предприятий: в некоммерческих организациях инструмент также может быть применен для повышения эффективности принимаемых управленческих решений. В этой связи в статье предлагается определение бизнес-модели образовательной организации.

Литература:

1. Денисов И.В., Велинов Э., Витер К.А., Бусалова А.Д. Бизнес-модель: история развития понятия в зарубежных и отечественных научных публикациях // Лидерство и менеджмент. — 2019. — № 4. — URL: https://1economic.ru/lib/41241 (дата обращения: 14.09.2025).

2. Денисов И.В., Витер К.А. Взгляд на эволюцию понятия «бизнес-модель» с позиций зарубежных и отечественных исследователей // Лидерство и менеджмент. — 2020. — № 1. — URL: https://1economic.ru/lib/41242 (дата обращения: 14.09.2025).

3. Lang F. Insurance Research / F. Lang // The Journal of Marketing. — 1947. — № 12 (1). — Р. 66–71.

4. Bellman R. On the Construction of a Multi-Stage, Multi-Person Business Game / R. Bellman, C.E. Clark, D.G. Malcolm [etc.] // Operation Research. — 1957. — № 5 (4). — Р. 469–503.

5. Santos J. Toward a Theory of Business Model Innovation within Incumbent Firms, INSEAD Working Paper / J. Santos, B. Spector, L. Van Der Heyden // SSRN. — 2009. — № 16. — Р. 3–47.

6. Вахрушина М.А. Бизнес-модель как современный объект управленческого учета / М.А. Вахрушина // Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. — 2021. — № 2. — С. 5–11.

7. Вахрушина М.А. Интегрированная отчетность: анализ системы показателей раскрытия информации о бизнес-моделях российских компаний / М.А. Вахрушина, В.Э. Хван, Ю.В. Болдырев // Аудит. — 2025. — № 3 (195). — С. 47–51.

8. Osterwalder A., Yves Pigneur. An eBusiness model ontology for modeling eBusiness // BLED 2002 proceedings. — 2002. — URL: https://aisel.aisnet.org/cgi/viewcontent. cgi?article=1047&context=bled2002 (дата обращения: 25.08.2025).

9. Грищенко Н.В. Бизнес-модель образовательной организации: постановка задачи // Тенденции развития науки и образования. — 2017. — № 27-2. — URL: https://www. elibrary.ru/item.asp?id=29818083 (дата обращения: 05.09.2025).

10. Сейдаметова, З.С., Мустафаева С.С. MOOC, SPOC, COOC как модели обновления высшего образования // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. — 2017. — № 1 (15). — URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=28906895 (дата обращения: 12.09.2025).

11. Бурцева К.Ю. Современная бизнес-модель университета // Аудит и финансовый анализ. — 2016. — № 6. — URL: https://auditfin.com/fin/2016/6/fin_2016_61_ rus_08_19.pdf (дата обращения: 24.09.2025).

Концепция бизнес-моделей приобретает все бóльшую актуальность и находит свое применение в сфере управления, инновационной деятельности, стратегическом развитии, социальной ответственности и экологическом сегменте. Появившийся в середине ХХ века термин «бизнес-модель» показал свое удобство и применимость в качестве описательного инструмента как для новых видов деятельности организаций, так и для самих новых предприятия. В силу своей крайней универсальности бизнесмодель не только описывает внутренние процессы организации, но и дает общую характеристику, а также основание для оценки стратегии предприятия, структуры финансов, возможностей, рисков и прочих факторов, влияющих на организационную деятельность.

С технологическим развитием возникает необходимость в создании инновационных бизнес-моделей, которые способствовали бы повышению успешности деятельности организаций и увеличению результативности. В связи с этим в научном сообществе стали появляться разноплановые концепции бизнес-моделей, различающиеся по своему содержанию, структуре и функциям, а само определение термина получило различные, часто противоречивые определения.

Для повышения конкурентоспособности, востребованности на рынке коммерческим и некоммерческим организациям необходимо не просто осуществлять свою деятельность, но и корректно управлять ею, используя известные практике инструменты. В связи с этим область применения бизнес-моделей, по мнению автора, не может быть ограничена лишь организациями, главной целью которых является получение прибыли.

К настоящему времени в научной литературе и на практике отсутствуют готовые решения в части построения новой, отвечающей современным вызовам бизнес-модели образовательной организации. В то время как возрастающие затраты, нерелевантное содержание образовательных траекторий, отсутствие качественных данных о полученных компетенциях, возрастающие коммерциализация и конкуренция среди вузов, институциональные трансформации в сфере высшего образования сигнализируют о необходимости изменений. В связи с этим основной целью данной статьи является не столько в поиск ответа на вопрос «что есть бизнес-модель?», сколько систематизация существующих взглядов на дефиницию и анализ ее применимости к образовательным организациям.

Для Цитирования:
Ксенофонтова Мария Дмитриевна1, Развитие понятия «бизнес-модель» и его применимость к образовательным организациям. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: