По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321

Развитие полиэтничного региона и укрепление институтов гражданского общества (на примере Северо-Кавказского федерального округа)

Елена Вячеславовна Галкина д-р полит. наук, профессор, Северо-Кавказский федеральный университет, доцент 355010, г. Ставрополь, ул. Беличенко, д. 2, кв. 40 тел.: 8-918-882-00-77 Е-mail: galkina_e@mail.ru
Елена Сергеевна Гундарь канд. полит. наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет 355009, г. Ставрополь, ул. Пушкина, д. 1 тел.: 8-918-879-41-82 Е-mail: 24–04@mail.ru

The article examines the practices of interaction between the Russian government and civil society on the example of a multi-ethnic region (North Caucasus Federal District). The authors consider both positive trends in the

Литература:

1. Галкина Е.В. Политические практики местного самоуправления // Европейский журнал социальных наук (European Social Science Journal). — 2013. — № 5. — С. 517–532.

2. https://onf.ru (дата обращения: 21.04.2018).

3. Александров М. Профессиональные советы // Вестник. Северный Кавказ. — 2017. — № 9–10. — С. 30–31.

4. Зозуля Е.В. Молодежь как актор политического процесса в современной России: Автореф. дис. … канд. полит. наук. — Пятигорск, 2013. — 26 с.

5. Галкина Е.В., Конопелько И.В. Традиционные и новые политические практики взаимодействия государства и гражданского общества // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2014. — № 2 (41). — C. 146–149.

6. http://to26.minjust.ru (дата обращения: 02.04.2018).

7. http://www.stavregion.ru/govdep/committees/comnat (дата обращения: 02.04.2018).

8. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» был подписан президентом РФ 20 июля 2012 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ria.ru/spravka/20140616/1011656413.html (дата обращения: 21.04.2018).

9. Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://dogovor-urist.ru (дата обращения: 21.04.2018).

10. https://президентскиегранты.рф

11. Шульга М.М. Угрозы терроризма на Северном Кавказе: динамика общественного мнения // Новые вызовы региональной безопасности. Материалы международной научной конференции «Новые вызовы региональной безопасности» (г. Пятигорск, 6–8 июня 2013 г.). — Пятигорск: ПГЛУ, 2013. — С. 169–188.

12. Состояние межнациональных отношений и религиозная ситуация в субъектах Российской Федерации Северо-Кавказского федерального округа (первое полугодие 2017 г.). Экспертный доклад / науч. ред. Аксюмов Б.В., Абакаров Р.И., Авксентьев В.А., Аствацатурова М.А., Дзахова Л.Х., Шульга М.М. — М.-СтавропольПятигорск, 2017. — 163 с.

13. Койбаев Б.Г., Бязров А.В. Современный экстремизм: сущность, содержание и формы проявления (международный и региональный аспекты). — Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2012. — 154 с.

14. Федоров М. За что боролись // Вестник. Северный Кавказ. — 2017. — № 9–10. — С. 14–15.

Развитие гражданского общества — это один из самых востребованных трендов современного социально-политического и экономического роста в современной России. Оно наращивает темпы своего функционирования как в стране в целом, так и в отдельных ее регионах. Безусловно, гражданское общество в Российской Федерации развивается с учетом своих особенностей. Оно достаточно отстает от европейских и американских аналогов, но в то же время имеет позитивные изменения в последние годы.

Созревание институтов гражданского общества происходит во взаимодействии с государством. Диалог выстраивается не всегда гармонично и просто, зачастую государственная власть пытается давить на гражданское общество своей вертикалью управления.

В полиэтничном регионе, каким является Северо-Кавказский макрорегион, трудности построения гражданского общества сочетают в себе еще и такие особенности развития региона, как проблемы миграции, полиэтничный состав населения, поликонфессиональное духовное пространство, конфликтогенный характер политики и регионального социума, особое геополитическое расположение и др.

Можно выделить следующие практики взаимодействия государственной власти и институтов гражданского общества.

Во-первых, это практики местного самоуправления, которое, с одной стороны, является низовым звеном системы власти, а с другой — отражает интересы и потребности рядовых граждан (сложности здесь состоят в том, что полномочия местному самоуправлению предоставили, а финансирование — нет).

На Ставрополье сложились необходимые условия для того, чтобы начать муниципальную реформу не с 1 января 2006 г., а на год раньше. Однако для того, чтобы в полном объеме начать реформу, нужна была законодательная поправка, так как согласно 131-му закону органы местного самоуправления могли приступить к осуществлению своих полномочий по новой модели лишь с 1 января 2006 г. И такая поправка была принята. Федеральным законом от 28.12.2004 № 186-ФЗ органам местного самоуправления, сформированным в 2004 г. по новым принципам, было разрешено работать по-новому уже с 1 января 2005 г. [1, c. 521–522].

Для Цитирования:
Елена Вячеславовна Галкина, Елена Сергеевна Гундарь, Развитие полиэтничного региона и укрепление институтов гражданского общества (на примере Северо-Кавказского федерального округа). Социальная политика и социальное партнерство. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: