По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2

Развитие персональных навыков старшей медицинской сестры в рамках непрерывного профессионального образования

Пудовинникова Л. Ю. главная медицинская сестра E-mail: lara.lariss@mail.ru государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская клиническая поликлиника № 15 Промышленного района» 443111, г. о. Самара, ул. Фадеева, д. 56а
Карасева Л. А. директор Института сестринского образования, д-р мед. наук, E-mail: karaseva_larisa@mail.ru федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации 443099, г.о. Самара, ул. Чапаевская, д. 89

В статье автор обращает внимание на важность и необходимость развития персональных навыков сестер-руководителей. Поддерживать на должном уровне управленческие навыки возможно в процессе непрерывного профессионального образования.

Литература:

1. Вербицкая, Н. Д. Контекстный подход к формированию компетенций при изучении междисциплинарных курсов и профессиональных модулей// Профессиональное образование: теория, практика, инновации. — 2017. — № 1 (2). — С. 24–26.

Основная цель деятельности старшей медицинской сестры — это максимально эффективное использование профессионального и личностного потенциала персонала отделения для решения главной задачи медицинского учреждения — обеспечения высокого качества медицинской помощи пациентам.

Трудовые функции старшей медицинской сестры осуществляются по следующим направлениям: организационное, контролирующее, методическое.

Особенность деятельности старшей медицинской сестры зависит от места ее работы, профиля возглавляемого отделения/подразделения специализации, которые и определяют её должностные обязанности. Основными функциональными обязанностями старшей медицинской сестры являются:

  • оказание помощи заведующему отделением поликлиники;
  • рациональная организация работы медицинских сестер и младшего медицинского персонала;
  • контроль работы медицинских сестер и младшего медицинского персонала;
  • контроль санитарно-эпидемиологического режима отделения и соблюдения сотрудниками асептики и антисептики;
  • решение административно-хозяйственных вопросов, контроль исправности медицинской техники и медицинского инструментария.

Старшая медицинская сестра должна обладать следующими профессиональными и личностными качествами:

  • организаторские способности;
  • аналитические способности;
  • ответственность;
  • требовательность;
  • внимание;
  • хорошая память;
  • способность концентрироваться на конкретной задаче, внимательность;
  • умение быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • аккуратность;
  • физическая выносливость;
  • отличная координация движений;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

В управленческой деятельности старшей медицинской сестры важное место занимает анализ, который заключается в умении определять и оценивать проблемные стороны деятельности сестринской помощи, сопоставлять производственные задачи с целями организации, распределять мероприятия по степени важности и др. В процессе выполнения аналитической деятельности старшая медицинская сестра мониторирует результаты деятельности и при выявленных отклонениях вносит необходимые коррективы.

Модель старшей медицинской сестры целесообразно определять профессиональным мастерством, включающим определенный объем знаний, практических умений и навыков, обеспечивающих выполнение специалистом профессиональных обязанностей, уровнем развития личностных качеств, необходимых для эффективного применения знаний, умений, навыков.

Признаки, составляющие основу модели старшей медицинской сестры, можно представить следующими группами умений и навыков (см таблицу ).

Кроме того, деятельность старшей медицинской сестры многопрофильной поликлиники имеет некоторую специфику, связанную с более высокой, чем в стационаре, текучестью кадров, что обусловливает необходимость уделять больше внимания работе с сестринским персоналом:

  • обучению медицинских сестер и повышению их профессиональной квалификации, мероприятиям по их адаптации на рабочем месте и т. п.;
  • большей в сравнении со стационаром, значимостью профилактической, санитарно-просветительской и медико-социальной работы с пациентами, что обуславливает особую важность знаний в области права, психологии, педагогики, социологии;
  • большей, в сравнении со стационаром необходимостью «социальной активности» старшей медицинской сестры, ее взаимодействия с представителями других организаций как сферы здравоохранения, так и иных, что обусловливает особую важность знаний в области права, экономики, маркетинга, социологии.

Для рациональной организации личного труда старших медицинских сестер должны быть выполнены следующие условия:

  • создание удобного рабочего места (в отделении/подразделении);
  • экономное использование рабочего времени (составление плана работы на день, неделю, месяц, год);
  • рациональное делопроизводство и грамотная работа с документацией (включая электронный документооборот);
  • тщательная подготовка к обходам и проверкам отделений/подразделений и служб поликлиники, к выступлениям на собраниях, планерках, совещаниях и т. п.;
  • освоение и использование психологических методов делового общения с работниками медицинской организации, пациентами, родственниками пациентов с соблюдением принципов этики и деонтологии;
  • регулярное проведение анализа эффективности управленческой деятельности старших медицинских сестер и организации их личного труда.

В Самарской городской клинической поликлинике № 15 в 1996 г. начался процесс реструктуризации, который в настоящее время продолжается в развитии и внедрении инновационных технологий в амбулаторно-поликлиническую службу. Вместо дорогой системы специализированной помощи в поликлинике внедрён институт общей врачебной практики (семейной медицины), который обеспечивает эффективность медицинской помощи, ее доступность и низкую затратность, направленность на интересы индивидуума, семьи и общества в целом.

Одним из принципов общей врачебной практики является оказание квалифицированной первичной медико-санитарной помощи каждой семье и прикрепленному населению в целом. В настоящее время разработаны современные методы диагностики и лечения заболеваний, созданы новые клинические руководства и протоколы, основанные на данных доказательной медицины, сформированы карты сестринского наблюдения, которые применяются на практике.

Работа врача общей практики первичного звена напрямую зависит от качества подготовки и профессионализма среднего медицинского персонала. В связи с внедрением самостоятельного приема пациентов медицинскими сестрами, возникла потребность в их дополнительном обучении, совершенствовании профессиональных знаний, практических навыков и умений. В связи с этим процесс непрерывного профессионального образования в поликлинике внедрен и на уровне сестринской практики.

Обучение — это сложный и многогранный процесс. Медицинскими сестрами эффективно приобретаются знания от коллег на рабочем месте. Например, наблюдение за работой других более опытных специалистов или обучение у наставников. Важным в процессе обучения является активное участие в нем специалистов, заинтересованных в самостоятельном выполнении процедур и манипуляций, изучении учебных материалов в библиотеке, на СД-дисках, путем дистанционного обучения, проведения мастер-классов.

За 2016 г. в поликлинике были организованы и проведены в рамках непрерывного профессионального обучения в различных образовательных учреждениях три дополнительных цикла для специалистов со средним профессиональным образованием:

  • по организации и управлению сестринской деятельностью для старших медицинских сестер;
  • по организации самостоятельной работы акушерок;
  • по основам самостоятельной деятельности медицинских сестер педиатрического участка.

Мониторинг, оценка и/или последующее наблюдение за результатами обучения специалистов являются важным компонентом учебного процесса, способствующим закреплению практических навыков, полученных во время обучения, а также решения проблем, возникающих во время внедрения знаний в практику. В целях изучения эффективности обучения проводится тестирование обученных специалистов, оценка и контроль процесса проведения занятий.

Благодаря внедрению системы непрерывного профессионального образования повысилась компетентность специалистов по следующим критериям:

  • личностные качества;
  • необходимые знания по специальности;
  • умение выполнять необходимые практические навыки;
  • организационные навыки и навыки управления (аудита, анализа, оценки, коррекции).
  • навыки преподавания и обучения.

Таким образом, процесс непрерывного профессионального образования сестринского персонала призван способствовать укреплению научных знаний и их внедрению в сестринскую практику. В этой связи количество проводимых медицинскими сестрами научных исследований, ориентированных на теоретические и практические знания в сестринской практике, должно быть существенно увеличено и внедрено в деятельность поликлиники.

Язык статьи:
Действия с выбранными: