По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.3 DOI:10.33920/sel-04-2207-06

Развитие особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации

Каталина Л.А. старший преподаватель кафедры Землепользования и кадастров Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье изложены основные понятия особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации, их категории, принципы регулирования и функционирования, пути их дальнейшего развития.

Литература:

1. «Конституция Российской Федерации» Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.

2. «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136‑ФЗ (ред. от 16.02.2022) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,

3. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200‑ФЗ (ред. от 30.12.2021) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,

4. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74‑ФЗ (ред. от 30.12.2021) Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru,

5. Федеральный закон от 14.03.1995 № 33‑ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об особо охраняемых природных территориях» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru

6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ (ред. От 14.03.2022) «О государственной регистрации недвижимости» Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov. ru, 14.07.2015, ИБ Консультант Плюс http://www.consultant.ru/

7. Постановление Правительства РФ от 13.07.2020 № 1039 «Об утверждении Правил определения платы для физических лиц, не проживающих в населенных пунктах, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, за посещение особо охраняемых природных территорий и установления случаев освобождения от взимания платы» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.07.2020 ИБ Консультант Плюс http:// www.consultant.ru

8. Электронный информационный ресурс. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) https:// rosreestr.gov.ru/

9. Электронный информационный ресурс. Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2020 г. https://ecologygosdoklad.ru/

10. Электронный информационный ресурс. Федеральная служба государственной статистики. Раздел окружающая среда. https://rosstat.gov.ru/folder/11194#

11. Электронный информационный ресурс. Росреестр, Федеральная кадастровая палата. Новости от 10.02.21 г. https://kadastr.ru/

12. Парламентская газета электронное издание https://www.pnp.ru/ выпуск от 12.10.2021

Согласно действующему законодательству Российской Федерации под особо охраняемые природными территориями (далее по тексту ООПТ) понимают участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение [2, 5].

С учетом особенностей охранного режима ООПТ разделяют по категориям: [5]

1) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

2) национальные парки;

3) природные парки;

4) государственные природные заказники;

5) памятники природы;

6) дендрологические парки и ботанические сады;

7) иные объекты местного значения Земли ООПТ относят к категории земель особо охраняемых территорий.

По данным Росстата на 01.01.2021 г. в Российской Федерации насчитывалось порядка 11,8 тыс. особо охраняемых природных территорий суммарной площадью 240,2 млн га, что составляет 14 % от общей площади земель РФ. [10]

Наибольшее количество всех ООПТ расположено в Центральном Федеральном округе (32 % от общего количества ООПТ в РФ), а наименьшее в Северо-Кавказском федеральном круге (4,6 %).

Наибольшая площадь территорий ООПТ наблюдается в Дальневосточном Федеральном округе (64,9 % от площади всех ООПТ РФ), наименьшая в Северо-Кавказском федеральном круге (0,7 %).

В зависимости от ведомственного отношения и разделения собственности ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в ведении государственных научных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования.

К ООПТ федерального значения в силу закона относятся государственные природные заповедники, национальные парки; также к ООПТ федерального значения могут быть отнесены государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

Для Цитирования:
Каталина Л.А., Развитие особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: