По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 641

Развитие органолептических методов оценки потребительских предпочтений при создании персонифицированных продуктов и рационов

Д.Н. Балаболин ФГБОУ ВО Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), ООО «Акустическая заморозка», dbalabolin@aefrus.com
А.А. Ливинский ФГБОУ ВО Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет), sent2alexsey@mail.ru

Рассмотрены вопросы проведения органолептического тестирования нового вида печенья. Представлен алгоритм проведения серии дегустаций. На основе ранжирования предложены дескрипторы для оценки печенья с вводом гречневой муки. Показаны достоинства и недостатки современного органолептического анализа. Разработано оборудование, которое позволит инструментальными методами оценивать реакции организма при органолептической оценке продуктов. Показано, что возможно будет проводить исследования нейроэлектрических реакций на вкусовые ощущения.

Литература:

1. ГОСТ ISO 6658-2016. Органолептический анализ. Методология. Общее руководство [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200139405 (дата обращения 12.12.2019).

2. ГОСТ ISO 5492-2014. Межгосударственный стандарт. Органолептический анализ. Словарь [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200114256 (дата обращения 12.12.2019).

3. ГОСТ 24901-2014 Печенье. Общие технические условия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200114736 (дата обращения 12.12.2019).

4. ГОСТ 5897-90 Изделия кондитерские. Методы определения органолептических показателей качества, размеров, массы нетто и составных частей [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/1200022442 (дата обращения 12.12.2019).

5. ГОСТ ISO 8587-2015 Органолептический анализ. Методология. Ранжирование [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200137274 (дата обращения 12.12.2019).

6. Сидорова Е.Е., Саитова М.Э., Ливинская С.А. Разработка дескрипторов для органолептической оценки аромата печенья из гречневой муки // Universum: технические науки. — 2016. — №12 (33) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ razrabotka-deskriptorov-dlya-organolepticheskoy otsenki-aromata-pechenya-iz-grechnevoy-muki// (дата обращения 12.12.2019).

7. Сидорова Е.Е., Саитова М.Э., Ливинская С.А. Выбор дескрипторов для разработки профиля печенья из композиции ржаной и гречневой муки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.grainfood. ru/docs// (дата обращения 12.12.2019).

8. Заиченко А.А., Картавенко М.В. Особенности ритмической активности головного мозга при разных синестетических переживаниях. Известия ЮФУ. Технические науки. — 2010. — № 10 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-ritmicheskoy-aktivnosti-golovnogo-mozgapri-aktualizatsii-modalno-spetsifi cheskih-vidov-pamyati/ viewer (дата обращения 11.12.2019).

9. Цирульников Е.М., Титков Е.С., Шестакова Н.Н. и др. Электрические ответы мозга и глазных яблок на стимулы фокусированного ультразвука, вызывающего тактильные ощущения, кожную и суставную боль в норме и при лечении гемодиализом. Сенсорные системы. — 2015. — Т. 29. — № 3. — С. 265.

10. Уолтер Г. Живой мозг / Пер. с англ. А. М. Гурвича. Под ред. и с предисл. Г.Д. Смирнова. — М.: Мир, 1966. — 300 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// search.rsl.ru/ru/record/01006276639 (дата обращения 11.12.2019)

11. The role of spatial attention in the processing of facial expression: an ERP study of rapid brain responses to six basic emotions. M Eimer, A Holmes, FP McGlone — Cognitive, Aff ective, & Behavioral Neuroscience, 2003. — v 3. — №2. — p 97.

12. Ghrelin modulates brain activity in areas that control appetitive behavior S. Malik, F. McGlone, D. Bedrossian, A Dagher-Cell metabolism, 2008. — v7. — №5. — pp. 400-409.

13. Taste‐olfactory convergence, and the representation of the pleasantness of fl avour, in the human brain IET De Araujo, ET Rolls, ML Kringelbach, F McGlone — European Journal of Neuroscience, 2003. — v18. — №7. — pp2058-2068

14. The neurophysiology of unmyelinated tactile aff erents. H Olausson, J Wessberg, F McGlone, Å Vallbo — Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 2010. — v 34. — №2. — pp185-191.

15. The development and validation of sensory and emotional scales of touch perception S Guest, JM Dessirier, A Mehrabyan, F McGlone — Attention, Perception, & Psychophysics, 2011. — v. 73. — №2. — pp. 531-550.

Всовременной практике производства и сбыта продуктов питания повсеместно и постоянно требуется провести органолептический анализ. При создании персонифицированных продуктов и рационов значимость органолептического анализа возрастает, поскольку каждый создаваемый пищевой продукт должен соответствовать вкусовым предпочтениям и представлениям об этом продукте человека, для которого он создается.

Органолептический анализ — это исследование с целью оценки органолептических характеристик продукта с помощью органов чувств. Оценка органолептических показателей продукции как контрольной процедуры осуществляется на всех пищевых предприятиях на стадиях производства продукции, выпуске ее с предприятия, также и для оценки отношения потребителей к её вкусовым качествам. В действующих нормативных документах в Российской Федерации заложено описание органолептических показателей (внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция) всех пищевых продуктов. Для выявления органолептических показателей используют профессиональные дегустационные группы или комиссии по органолептической оценке качества продуктов, составленные из группы испытателей.

Потребитель, выбирая пищевую продукцию, основывается на своем собственном представлении об ее органолептических характеристик, оценивая ощущаемое им свойство тестируемого образца. Разработчики пищевой продукции на стадии ее создания выявляют потребительские предпочтения потенциальных покупателей на стадии проектирования продукции, а затем в ходе многократных выработок и проведения дегустаций, стараются приблизиться по конкретным показателям к выбранному эталону. Потребительские оценки выявляют в фокус-группах, затем в профессиональных комиссиях переводят потребительские предпочтения в профессиональные описания.

Целью органолептических тестирований являются — категоризация, ранжирование или описание продукта. Выбор подходящего метода органолептической оценки зависит от цели теста. Однако показатели качества продукции, тип дегустаторов, участвующих в тестировании, условия проведения оценки, требуемый уровень прецизионности и статистическая достоверность выводов также влияют на выбор метода органолептической оценки.

Для Цитирования:
Д.Н. Балаболин, А.А. Ливинский, Развитие органолептических методов оценки потребительских предпочтений при создании персонифицированных продуктов и рационов. Товаровед продовольственных товаров. 2020;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: