В настоящее время руководителям медицинских организаций делегируется выполнение новых профессиональных задач, в частности им приходится принимать решения в условиях крайней нестабильности и дефицита всех ресурсов. Для успешного выполнения этих задач руководителю недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной ориентации. Важнейшим критерием ценности медицинской сестры как руководителя становится управленческая компетентность, лидерские качества, коммуникативные способности, оптимизм, видение будущего и желание знать завтра то, чего не знаешь сегодня [1, 3, 5].
Конечно, результат необходим каждому, но особенно он важен в сестринском деле, потому что медицинские сестры — организаторы работают сегодня в условиях глубоких противоречий. С одной стороны, перед ними отраслевая программа развития сестринского дела, перспективная, достаточно высоко ставящая организаторскую планку, с другой — преобладание на практике рутинного подхода к сестринскому делу, когда в лечебных учреждениях в медицинских сестрах видят только послушных исполнителей. В таких условиях непросто реализовывать инновации, приходится преодолевать массу противоречий. И лишь высокий уровень компетентности, уверенность в своих силах как руководителя способны реально помочь делу [2, 4].
Цель исследования — изучить и проанализировать уровень развития личности медицинской сестры-руководителя, ее творческих способностей как критерия профессионального и должностного роста.
В исследовании принимали участие 30 медицинских сестер, из которых 15 человек (50 %) — старшие медицинские сестры и 15 человек (50 %) — медицинские сестры — специалисты.
В работе использовались следующие методы исследования.
1. Социологические методы исследования:
а) наблюдение;
б) анкетирование.
2. Статистический метод исследования.
Кроме того, для проведения научного исследования нами адаптированы анкеты: «Уровень организаторских способностей медицинской сестры-руководителя» и «Стремление личности к достижению цели и успеха», которые предназначены для изучения уровня развития качеств у респондентов.