Дата поступления рукописи в редакцию: 04.10.2023
Дата принятия рукописи в печать: 29.11.2023
Орфографическая грамотность является одной из самых актуальных проблем при обучении русскому языку. Развитие навыков грамотной письменной речи у обучающихся — сложная задача, которую должен решать учитель. Грамотное письмо предоставляет возможность ученику уметь точно выражать мысли, понимать людей в письменном общении.
В процессе обучения русскому языку обучающиеся овладевают рядом компетенций и навыков. Для функционирования грамотной письменной речи необходимо формирование орфографических навыков. Освоение орфографических навыков — процесс системный и длительный, основывающийся на более простых навыках: письмо, фонетический анализ слова, анализ слова по морфемам, определение орфограмм по правилам.
Обучением правописанию занимались многие педагоги, психологи, методисты: В.А. Флерова, И. Тихомирова, Н.С. Рождественский, М.В. Ушаков, Л.К. Назарова. Благодаря работам по психологии и филологии, обучению орфографии утверждено направление, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм, а также учитывается языковая природа орфографических единиц. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Этот метод логичен, но требует точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения [2, с. 93].
Развитие орфографического навыка у детей способствует воспитанию интереса и вкуса к языку, развивает стремление к осознанному использованию в речи языковых средств. Не снижая внимания к другим сторонам учебного процесса, необходимо уделять время на уроках для работы над формированием орфографического навыка [1, с. 57].
При выполнении работы по развитию орфографических навыков важно:
— определить мотивацию обучающихся при выполнении орфографической работы;
— развивать у обучающихся логическое мышление, поскольку в этом случае у школьников развивается навык решения орфографической задачи;