По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 003.037 DOI:10.33920/nik-04-2401-13

Развитие орфографических навыков при изучении темы «сложные слова» на уроках русского языка в средних классах

Юлия Андреевна Зайцева преподаватель русского языка и литературы, ЧПОУ ТОСПО «Тюменский колледж экономики, управления и права», Россия, 625000, г. Тюмень, ул. Герцена, д. 80, E-mail: zaitseva.1997@list.ru

В данной статье рассмотрено понятие «орфографические навыки», определены цели работы при обучении школьников орфографическим навыкам. Автором статьи представлены упражнения для развития орфографических навыков при изучении темы «Сложные слова». Делается вывод, что развитие орфографических навыков — трудоемкий процесс, требующий системного подхода от педагога. В том числе необходимо использование комплекса упражнений, формы и приемы которых должны чередоваться, чтобы занятия вызывали у детей интерес и вели к успешному постижению орфографических навыков.

Литература:

1. Гудков, В. М. Почему учащиеся правила запоминают, а пишут с ошибками // Начальная школа. — 2000. — №5. — С. 56–59

2. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография / учебное пособие для филологических вузов — М: Высшая школа, 1991. — 192 с.

1. Gudkov, V. M. (2000). Pochemu uchashhiesja pravila zapominajut, a pishut s oshibkami [Therefore, students remember the rules, but write with errors]. Nachal’naja shkola [Primary School]. No. 5, pp. 56–59. (In Russian)

2. Ivanova, V. F. (1991). Modern Russian orthography. — Moscow: Vysshaja shkola, 192 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 04.10.2023

Дата принятия рукописи в печать: 29.11.2023

Орфографическая грамотность является одной из самых актуальных проблем при обучении русскому языку. Развитие навыков грамотной письменной речи у обучающихся — сложная задача, которую должен решать учитель. Грамотное письмо предоставляет возможность ученику уметь точно выражать мысли, понимать людей в письменном общении.

В процессе обучения русскому языку обучающиеся овладевают рядом компетенций и навыков. Для функционирования грамотной письменной речи необходимо формирование орфографических навыков. Освоение орфографических навыков — процесс системный и длительный, основывающийся на более простых навыках: письмо, фонетический анализ слова, анализ слова по морфемам, определение орфограмм по правилам.

Обучением правописанию занимались многие педагоги, психологи, методисты: В.А. Флерова, И. Тихомирова, Н.С. Рождественский, М.В. Ушаков, Л.К. Назарова. Благодаря работам по психологии и филологии, обучению орфографии утверждено направление, опирающееся на принципы орфографии и на типы орфограмм, а также учитывается языковая природа орфографических единиц. В центре обучения правописанию поставлено правило, его применение, то есть решение орфографической задачи. Этот метод логичен, но требует точного знания и самих правил, и грамматических условий их применения [2, с. 93].

Развитие орфографического навыка у детей способствует воспитанию интереса и вкуса к языку, развивает стремление к осознанному использованию в речи языковых средств. Не снижая внимания к другим сторонам учебного процесса, необходимо уделять время на уроках для работы над формированием орфографического навыка [1, с. 57].

При выполнении работы по развитию орфографических навыков важно:

— определить мотивацию обучающихся при выполнении орфографической работы;

— развивать у обучающихся логическое мышление, поскольку в этом случае у школьников развивается навык решения орфографической задачи;

Для Цитирования:
Юлия Андреевна Зайцева, Развитие орфографических навыков при изучении темы «сложные слова» на уроках русского языка в средних классах. Общенаучный журнал. 2024;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: