По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.22

Развитие нормативного регулирования конституционно-правовых отношений государства и научного сообщества в вопросах присвоения ученых званий

С.А. Васильев канд. юрид. наук, старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

В статье рассмотрены исторические этапы развития конституционно-правовых отношений по поводу присвоения ученых званий, в которые вступали государство и научное сообщество. Для раскрытия предмета исследования рассмотрены нормативные правовые акты дореволюционного, советского и современного периода, в той или иной степени регламентирующие указанные вопросы.

Литература:

1. Андриченко Л.В., Баранков В.Л., Булаевский Б.А. Образовательное законодательство России. Новая веха развития: монография. — М.: Юриспруденция, 2015.

2. Берлявский Л.Г. Правовое положение научных работников в СССР в 30-е годы XX века // Юридическое образование и наука. —2015.— № 4.

Ученые звания как таковые появились только в советский период развития российского научного сообщества. Вместе с тем нельзя считать, что именно тогда все началось с нуля. Возникновению института ученых званий предшествовали долгие годы становления профессуры в императорских университетах.

На общегосударственном уровне каких-либо специальных актов в данной сфере принято не было, поэтому основной массив правовой регламентации ложился на организации, которые непосредственно занимались своими кадрами.

Московский университет был одним из первых, давших начало ученым званиям как таковым, хотя они и отождествлялись с занимаемыми должностями. Глава 3 Устава данного вуза именуется «О профессорах и их должностях», что может свидетельствовать о выделении профессоров в отдельное социальное сословие на основе определенного уровня познания в отраслевой научной сфере.

Другим социальным статусом, сродни ученым званиям, был статус адъюнкта. Лица, занимавшие данную нишу, являлись помощниками профессоров, в исключительных случаях заменяли их в процессе чтения лекций, а также могли вести занятия. Но всецело они выполняли функции делопроизводства1 .

В целом регулирование правового статуса профессорскопреподавательского состава (своего рода прообраза ученых званий) в других университетах было похоже, т.к. разрабатывалось в одно время и по одним и тем же западноевропейским образцам2 .

В подтверждение этому Е.В. Пуляева отмечает, что уставы всех ведущих университетов закрепляли одинаковые требования, в том числе необходимость наличия у каждого претендента на занятие преподавательской должности и соответственно ученого звания научных трудов3 . Все университеты, включая Дерптский и Виленский, были схожи тем, что все штатные профессора объединялись в совет под председательством ректора, который выступал в качестве ключевого координационного органа вуза4 .

Нормативное правовое регулирование в рассматриваемой сфере не стояло на месте, принимались правовые акты, которые по-новому определяли статус профессоров и преподавателей. Так, на основании Высочайше утвержденного Общего устава императорских российских университетов от 18 июня 1863 г. устанавливалась следующая система вузовских должностей и по сути — прообразов ученых званий:

Для Цитирования:
С.А. Васильев, Развитие нормативного регулирования конституционно-правовых отношений государства и научного сообщества в вопросах присвоения ученых званий. Юрист ВУЗа. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: