Чтобы оставаться актуальными, музеям необходимо развивать свои коллекции. Комплексное развитие коллекций помогает музеям осмыслить то, что у них есть, и улучшать свои собрания. Несмотря на все изменения, происходящие с музеями в наши дни, для большей части публики они по-прежнему ассоциируются прежде всего с коллекциями. Именно качество работы с коллекциями отличает коллекционирование от накопительства. Но, к сожалению, не все музеи избежали участи патологических собраний — недостаточно описанных, плохо управляемых, но тем не менее постоянно пополняемых.
Формирование музейного собрания — большая честь и ответственность: выбирать то, что сохранится во времени, отбрасывать больше, чем выбирать. А дальше исследовать, вписывать в контекст событий, придавать новые значения, искать новые аранжировки по отношению к музейным предметам и коллекциям. Актуальность коллекций заключается в непрерывном процессе их переосмысления. Музейные предметы не должны быть чем-то пассивным, они могут и должны быть эмоциональными и интеллектуальными, и это обязанность музея — поддерживать определенную динамику, производя новые смыслы, эмоции, новое отношение к объектам. Наверное, поэтому сейчас едва ли не большее значение приобретают истории и люди, стоящие за объектами, нежели сами по себе объекты, и мы отмечаем среди прочих как интересные именно интерпретационные выставки, ресурсы, проекты. Надо признать, что по многим причинам поднять уровень работы с коллекцией на такую высоту у музеев получается не всегда и что это задача, которую еще предстоит выполнить. Как же развивается практика музейного комплектования и в целом развития музейных собраний?
Мы помним с вами, как начинаются музеи, — почти всегда было ядро, частная коллекция или, например, предметы, оставшиеся от выставки, а дальше стояла задача расширения и пополнения собрания, которая решалась разными способами, в том числе и на государственном уровне. В целом в XX веке преобладала тенденция неограниченного роста, вследствие этого многие музейные собрания удвоились, утроились и т.д. Такая классическая музейная технология. До сих пор в некоторых музеях как атавизм этого времени сохраняется план комплектования, выраженный в конкретных цифрах, который нельзя недовыполнить или перевыполнить.