По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Развитие мотивации персонала для создания рабочих мест и стимулирования внедрения инноваций

Н. А. Жданкин д-р техн. наук, академик РАЕН, профессор НИТУ «МИСиС», президент консалтинговой компании ООО «Регул-Консалт», 127549, г. Москва, ул. Пришвина, д. 15/1, оф. 3 E-mail: regul-consult@mail.ru
Б. К. Шарипов аспирант, специалист УМО Душанбинского филиала НИТУ «МИСиС»

В статье рассматриваются проблемы трудовой миграции, когда люди покидают свои родные места (регион, страну) в поисках лучшей жизни. При этом важно пониманием мотивации людей и причин, заставляющих людей уезжать. На примере отдельного региона Республики Таджикистан (РТ) проведены измерения и изучена мотивация персонала в двух аспектах: работников РТ и мигрантов, которые уехали из республики на заработки в Россию. Показано, что главные проблемы мотивации кроются в низкой зарплате и отсутствии перспектив развития таджикских предприятий. Разработаны мероприятия по повышению уровня мотивации, внедрение которых вернет людей в РТ. Кроме того, предложена шкала поощрений работающих в республике для активизации внедрения инноваций в зависимости от экономического эффекта, что создаст дополнительные стимулы для развития промышленности республики и роста зарплаты.

Литература:

1. Иванова С.В. Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? — М.: Альпина Паблишер, 2005. — 216 с.

2. Ветлужских Е.Н. Мотивация и оплата труда. Инструменты, методики, практика. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 149 с.

3. Рассадин В.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала // Труд и социальные отношения. — 2008. — №3. — С. 53–59.

4. Жданкин Н.А. Восемь правил эффективной мотивации, или Как правильно мотивировать персонал // Управление персоналом. — 2008. — №3. — С. 32–39.

5. Жданкин Н.А. Мотивация персонала. Измерение и анализ. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финпресс, 2018. — 304 с.

6. Жданкин Н.А., Гурин Д.В. Как создать новые рабочие места инновационными подходами // Инновационный менеджмент. — 2013. — №5. — С. 42–53.

7. Жданкин Н.А., Шарипов Б.К. Социально-экономические проблемы развития промышленного региона и инновационный подход к их решению // Креативная экономика. — 2019. — Т. 13, №1. — С. 151–168 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// doi.org/10.18334/ce.13.1.39772.

8. Жданкин Н.А., Шарипов Б.К. Особенности анализа внутренней и внешней среды при разработке стратегии региона // Региональная экономика: теория и практика. — 2019. — Т. 17, №8 (467). — С. 1431–1449 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// doi.org/10.24891/re.17.8.1431.

9. Жданкин Н.А., Суанов В.М. Развитие мотивации персонала промышленной компании на основе измерений. Часть 1. Часть 2 // Кадровик. — 2017. — №2. — С. 79–88; №3. — С. 81–87.

10. Жданкин Н.А. Мотивация персонала как основа эффективной кадровой стратегии предприятия // Мотивация и оплата труда. — 2018. — №2. — С. 92–106.

Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является трудовая миграция, когда люди покидают свои насиженные места (регионы, страны) и устремляются в крупные города или другие страны в поисках лучшей жизни (хорошего трудоустройства, более высокой зарплаты, обеспечения нормальной жилплощадью, карьерного роста и др.). Основная причина этого — крайне неравномерное развитие регионов (стран), когда одни регионы (регионыдоноры, или локомотивы) самодостаточны, имеют развитое производство, много рабочих мест, высокий ВРП (валовый региональный продукт) и большие налоговые отчисления в бюджет. Тогда как другие регионы (регионы-реципиенты) фактически влачат жалкое существование, имеют низкий ВРП, малое число рабочих мест и живут только за счет вливаний из бюджета. Поэтому задача государства — выравнивание регионов, создание в регионах-реципиентах новых рабочих мест, чтобы люди из них не стремились на заработки в другие места, а работали у себя дома, имея при этом высокий уровень жизни.

Ключевым фактором решения указанных проблем является мотивация персонала, поняв которую, можно кардинальным образом изменить поток трудовой миграции, направив его в прямо противоположную сторону, развивая слабые регионы, создавая новые рабочие места и формируя новые потоки ВРП для развития всей страны.

Мотивация является главным инструментом в управлении персоналом, так как побуждает персонал к труду и тем самым ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что является целью всей трудовой деятельности людей. Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять работу, направленную на достижение конкретных целей компании, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости и получением при этом адекватного материального и морального вознаграждения [1–3].

Чтобы понять мотивацию людей, ее нужно просто измерить. Это уже стало аксиомой! Как известно, управлять можно только тем, что мы можем измерить. Сегодня многие руководители обращают внимание на измерение уровня мотивации персонала как базы для ее развития [4, 5]. Измерение уровня мотивации дает понимание того, что людям хватает и чего не хватает, и что надо сделать для повышения их удовлетворения работой.

Для Цитирования:
Н. А. Жданкин, Б. К. Шарипов, Развитие мотивации персонала для создания рабочих мест и стимулирования внедрения инноваций. Нормирование и оплата труда на автомобильном транспорте. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: