Важнейшей проблемой сегодняшнего дня является трудовая миграция, когда люди покидают свои насиженные места (регионы, страны) и устремляются в крупные города или другие страны в поисках лучшей жизни (хорошего трудоустройства, более высокой зарплаты, обеспечения нормальной жилплощадью, карьерного роста и др.). Основная причина этого — крайне неравномерное развитие регионов (стран), когда одни регионы (регионыдоноры, или локомотивы) самодостаточны, имеют развитое производство, много рабочих мест, высокий ВРП (валовый региональный продукт) и большие налоговые отчисления в бюджет. Тогда как другие регионы (регионы-реципиенты) фактически влачат жалкое существование, имеют низкий ВРП, малое число рабочих мест и живут только за счет вливаний из бюджета. Поэтому задача государства — выравнивание регионов, создание в регионах-реципиентах новых рабочих мест, чтобы люди из них не стремились на заработки в другие места, а работали у себя дома, имея при этом высокий уровень жизни.
Ключевым фактором решения указанных проблем является мотивация персонала, поняв которую, можно кардинальным образом изменить поток трудовой миграции, направив его в прямо противоположную сторону, развивая слабые регионы, создавая новые рабочие места и формируя новые потоки ВРП для развития всей страны.
Мотивация является главным инструментом в управлении персоналом, так как побуждает персонал к труду и тем самым ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что является целью всей трудовой деятельности людей. Мотивация — это совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих персонал осуществлять работу, направленную на достижение конкретных целей компании, с затратой определенных усилий, с определенным уровнем старания, добросовестности и настойчивости и получением при этом адекватного материального и морального вознаграждения [1–3].
Чтобы понять мотивацию людей, ее нужно просто измерить. Это уже стало аксиомой! Как известно, управлять можно только тем, что мы можем измерить. Сегодня многие руководители обращают внимание на измерение уровня мотивации персонала как базы для ее развития [4, 5]. Измерение уровня мотивации дает понимание того, что людям хватает и чего не хватает, и что надо сделать для повышения их удовлетворения работой.