В интересах обеспечения социально-экономического развития России в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в качестве важного приоритета предусмотрено достижение в 2024 г. следующих целей и целевых показателей:
• формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта товаров (работ, услуг) которых составит не менее 20 % валового внутреннего продукта страны;
• достижение объема экспорта (в стоимостном выражении) несырьевых неэнергетических товаров в размере 250 млрд долл. США в год, в том числе продукции машиностроения — 50 млрд долл. США в год и продукции агропромышленного комплекса — 45 млрд долл. США в год, а также объема экспорта оказываемых услуг в размере 100 млрд долл. США в год;
• формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами — членами Союза не менее чем в полтора раза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций в полтора раза [1].
В достижении этих целей важное место отводится формированию эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках ЕАЭС, которая позволит обеспечить рост объема торговли между государствами — членами Союза не менее чем в полтора раза (с 52,4 млрд долл. в 2017 г. до 78,8 млрд долл. в 2024 г.) [2]. Паспортом национального проекта «Международная кооперация и экспорт» утверждена задача завершения формирования в рамках ЕАЭС общих рынков товаров, услуг, капитала и рабочей силы, включая окончательное устранение барьеров, ограничений и отмену изъятий в экономическом сотрудничестве, при одновременном активном использовании механизмов совместной проектной деятельности [2].
Государства — члены ЕАЭС традиционно уделяют большое внимание вопросам развития их промышленной кооперации. Эти вопросы закреплены в разделе XXIV «Промышленность» Договора о ЕАЭС, а также в Протоколе о промышленном сотрудничестве (Приложение № 27 к Договору о ЕАЭС) и Протоколе о единых правилах предоставления промышленных субсидий (Приложение № 28 к Договору о ЕАЭС). В последние годы в развитие положений Договора о ЕАЭС на уровне ЕАЭС и его государств-членов был разработан и принят ряд нормативных правовых документов, формирующих правовую основу для развития международной промышленной кооперации в рамках Союза, включая Основные направления промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС [3], а также более 100 нормативных правовых актов, принятых в их развитие [4]. Это позволило обеспечить рост промышленного производства и взаимных прямых иностранных инвестиций стран ЕАЭС в 2014–2019 гг. В последние годы основные усилия государств — членов ЕАЭС были сосредоточены на следующих ключевых направлениях: