По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336

Развитие международной электронной торговли

А. Д. Феофилактов ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы», г. Москва, E-mail: 1032220997@pfur.ru

В статье автор приводит результаты исследования развития электронной торговли, которому в России уделяется особое внимание.

Литература:

1. Аверьянова, Д. А. Этапы развития цифровой экономики // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2019. — №. 3-1. — С. 10–13.

2. Богатырёва, М., Ахмерова, Л. К вопросу о перспективах развития электронной торговли в условиях цифровизации [Электронный ресурс]. — URL: https://ekam-journal. com/images/2023/1-2023/Bogatyreva-Akhmerova.pdf (дата обращения: 23.03.2024).

3. Добрина, М. В., Уточкина, Л. А. Интегрированная электронная коммерция B2B и B2C // Электронный бизнес: проблемы, развитие и перспективы. — 2020. — С. 48.

4. Доля продаж через интернет в общем объеме оборота розничной торговли // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/Internet_torgovlya.xlsx (дата обращения: 12.03.2024).

5. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 04.08.2023) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения: 10.02.2024).

6. Какие товары Made in Russia популярны в дружественных странах [Электронный ресурс]. — URL: https://rg.ru/2024/03/26/kakie-tovary-made-inrussia-populiarny-v-druzhestvennyh-stranah.html (дата обращения: 25.03.2024).

7. Кирекова, О. А., Миньков, С. Л. Бизнес-модель электронной коммерции C2B // ИННОВАТИКА-2013. — 2013. — С. 315.

8. Маркетинговое исследование «Интернет-торговля в России — 2022» // DataInsight [Электронный ресурс]. — URL: https://datainsight.ru/eCommer ce_2022?ysclid=lpfud2gi44123563408 (дата обращения: 13.03.2024).

9. Маркова, В. Д., Кузнецова, С. А. Стратегии развития экосистем: анализ российского опыта // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2021. — Т. 12. — № 3. — С. 242–251.

10. Меняев, М. Ф. Управление проектами // MS Project. — М.: Омега-Л, 2005. — С. 176.

11. Новиков, Н. А. Функциональный спектр современных электронных торговых площадок / Н. А. Новиков, С. Ю. Муртузалиева // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 12. — С. 147–150. EDN QPTQNL.

12. Нюренбергер, Л. Б., Севрюков, И. Ю., Киселев, С. П. Онлайн-предпринимательство в сфере потребительских товаров и услуг: практический опыт, тренды // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2019. — № 6. — С. 399.

13. Отчетность Wildberries по итогам 2022 года [Электронный ресурс]. — URL: https://oborot.ru/news/vyruchka-kolichestvo-zakazov-i-samye-vostrebovannye-tovarywildberries-v-2022-marketplejs-opublikoval-nekotorye-itogi-goda-i179666.html (дата обращения: 10.02.2024).

14. Отчетность Ozon по итогам 2022 года [Электронный ресурс]. — URL: https:// oborot.ru/news/otchetnost-ozon-po-itogam-2022-goda-vyruchka-pribyl-kolichestvoprodavcov-pokupatelej-i-zakazov-i183430.html (дата обращения: 10.02.2024).

15. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_373622/ (дата обращения: 10.02.2024).

16. РосБизнесКонсалтинг (РБК) [Электронный ресурс]. — URL: https://t.rbc.ru/ (дата обращения: 10.08.2024).

17. Селлеры на российских маркетплейсах 2022 // DataInsight. — URL: https:// datainsight.ru/ SellersOnMarketplaces_2022 (дата обращения: 12.03.2024).

18. Степура, М. А. Электронный бизнес и особенности его моделей // Дневник науки. — 2019. — № 8. — С. 32.

19. Сурин, И. М. Электронная торговля: состояние, проблемы и перспективы // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2019. — С. 116.

29. Тенденции развития маркетплейсов в РФ [Электронный ресурс]. — URL: https://vc.ru/marketing/298784-chto-nado-znat-riteyleru-omarketpleysah-4-topovyhtrenda-chtoby-vyzhit-v-konkurentnoy-borbe (дата обращения: 10.02.2024).

21. Трофимова, В. В. Развитие интернет-торговли в России и мире //Бизнесобразование в экономике знаний. — 2018. — № 2 (10). — С. 73–76.

1. Averyanova, D. A. Stages of development of the digital economy. Economy and business: theory and practice. 2019, No. 3-1, pp. 10–13.

2. Bogatyreva, M., Akhmerova, L. On the prospects for the development of electronic commerce in the context of digitalization. Available at: https://ekamjournal.com/images/2023/1-2023/Bogatyreva-Akhmerova.pdf (accessed: 23.03.2024).

3. Dobrina, M. V., Utochkina, L. A. Integrated electronic commerce b2b and b2c. Electronic business: problems, development and prospects. 2020, p. 48.

4. The share of online sales in the total retail turnover. Federal State Statistics Service. Available at: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Internet_torgovlya.xlsx (accessed: 12.03.2024).

5. Law of the Russian Federation of 07.02.1992 N 2300-1 (accessed: 04.08.2023) "On the Protection of Consumer Rights". Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (accessed: 10.02.2024).

6. What goods "Made in Russia" are popular in friendly countries. Available at: https://rg.ru/2024/03/26/kakie-tovary-made-in-russia-populiarnyv-druzhestvennyh-stranah.html (accessed: 25.03.2024).

7. Kirekova, O. A., Minkov, S. L. Business model of electronic commerce C2B. INNOVATIKA-2013. 2013, p. 315.

8. Marketing research "Online Commerce in Russia 2022". DataInsight. Available at: https://datainsight.ru/eCommerce_2022?ysclid=lpfud2gi44123563408 (accessed: 13.03.2024).

9. Markova, V. D., Kuznetsova, S. A. Ecosystem development strategies: analysis of Russian experience. Strategic decisions and risk management. 2021, Vol. 12, No. 3, pp. 242–251.

10. Menyaev, M.F. Project Management. MS Project. M.: Omega-L, 2005, p. 176.

11. Novikov, N. A. Functional spectrum of modern electronic trading platforms. N. A. Novikov, S. Yu. Murtuzalieva.Innovations and investments. 2023. No. 12, рр. 147–150.

12. Nyurenberger, L. B., Sevryukov, I. Yu., Kiselev, S. P. Online entrepreneurship in the field of consumer goods and services: practical experience, trends. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2019, No. 6, p. 399.

13. Wildberries financial statements for 2022. Available at: https://oborot.ru/news/ vyruchka-kolichestvo-zakazov-i-samye-vostrebovannye-tovary-wildberries-v-2022marketplejs-opublikoval-nekotorye-itogi-goda-i179666.html (accessed: 10.02.2024).

14. Ozon’s reporting for 2022. Available at: https://oborot.ru/news/ otchetnost-ozon-po-itogam-2022-goda-vyruchka-pribyl-kolichestvoprodavcov-pokupatelej-i-zakazov-i183430.html (accessed: 10.02.2024).

15. RF Government Resolution No. 2463 of 31.12.2020 "On Approval of the Rules for the Sale of Goods under a Retail Sale and Purchase Agreement, a List of Durable Goods That Are Not Subject to the Consumer’s Demand for Free Provision of a Product with the Same Basic Consumer Properties for the Period of Repair or Replacement of Such a Product, and a List of Non-Food Products of Good Quality That Are Not Subject to Exchange, as well as Amendments to Certain Acts of the Government of the Russian Federation". Available at: https://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_373622/ (accessed: 10.02.2024).

16. RosBusinessConsulting (RBC). Available at: https://t.rbc.ru/ (accessed: on 10.08.2024).

17. Sellers on Russian marketplaces 2022. DataInsight. Available at: https:// datainsight.ru/SellersOnMarketplaces_2022 (accessed: 12.03.2024).

18. Stepura, M. A. Electronic business and features of its models. Science Diary. 2019, No. 8, P. 32.

19. Surin, I. M. Electronic commerce: status, problems and prospects. Fundamental and applied scientific research: current issues, achievements and innovations. 2019, p. 116.

20. Trends in the development of marketplaces in the Russian Federation. Available at: https://vc.ru/marketing/298784-chto-nado-znat-riteyleru-omarketpleysah-4topovyh-trenda-chtoby-vyzhit-v-konkurentnoy-borbe (accessed: 10.02.2024).

21. Trofimova, V. V. Development of online trade in Russia and the world. Business education in the knowledge economy. 2018, No. 2 (10), pp. 73–76.

Дата поступления рукописи в редакцию: 29.07.2024.

Дата принятия рукописи в печать: 30.07.2024.

Интернет-торговля — это масштабная деятельность, охватывающая различные сферы, реализуемые в интернете. Проекты в сфере торговли образуют сферу электронной коммерции (электронная торговля, или e-commerce).

Термин «электронная коммерция» охватывает деятельность, при которой продукты предлагаются и продаются через электронные средства массовой информации. Существенной характеристикой интернет-торговли является ее происхождение из компьютерных сетей и сети Интернет. Электронная торговля, как правило, повышает конкурентоспособность за счет снижения издержек и, следовательно, возможного снижения цен, а также возможности индивидуализации продукции [18].

Первый опыт формирования электронной торговли был в 1960 г., этому событию способствовало два фактора, которые отметила автор Ахмерова Л.А. в своей статье «К вопросу о перспективах развития электронной торговли в условиях цифровизации» [2]:

• бурный экономический рост в США после Второй мировой войны, который обеспечил высокий спрос на товары и услуги;

• начало использования компанией American Airlines оборудования SABRE (полуавтоматическое оборудование для коммерческих исследований) для резервирования билетов. Благодаря такой системе резервирования покупка билетов стала проще тем, что отображались сразу тарифы и рейсы, а также благодаря этому снизились цены.

Джефф Безос 5 июля 1994 г. открыл первый в мире интернет-магазин под названием Amazon, который изначально предполагал продажу книжной продукции, так как возможности хранить книги в печатном варианте ограничены, а виртуальный книжный магазин может хранить в себе миллионы изданий. Со временем благодаря развитию интернета магазин поменял свою квалификацию и стал предлагать расширенный ассортимент, где можно найти и купить практически все. На данный момент Amazon является одним из крупных интернет-магазинов в мире [21].

Для Цитирования:
А. Д. Феофилактов, Развитие международной электронной торговли. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: