По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 65.011.8

Развитие методологии «процессный подход» в управлении качеством

Процесс создания продукции — это последовательно взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат, ориентированный на потребителя. Таким образом, это процесс создания потребительской стоимости в виде произведенного продукта. Система менеджмента качества представляет собой более высокий уровень организации деятельности и определяется как система менеджмента для руководства и управления предприятием в области качества. Она является частью системы менеджмента предприятия (компании), действует на всех его (ее) уровнях управления и направлена на достижение результатов в соответствии с целями в области качества. В связи с этим в статье подробно рассмотрено понятие «процессный подход» в управлении качеством.

Литература:

1. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р. Управление и организация в сфере услуг: пер. с англ. К. Хаксевера. — СПб.: ПИТЕР, 2002.

2. Горленко О.А., Мирошников В.В. Создание системы менеджмента качества в организации: монография. — М.: Машиностроение-1, 2002.

3. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков  В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: учебник для вузов. — СПб.: ПИТЕР, 2009.

Представление предприятия как упорядоченной совокупности взаимодействующих процессов, направленной на получение желаемого результата, — это и есть так называемый процессный подход в управлении качеством. Цель создания процессной модели того или иного вида деятельности состоит в повышении организованности и ответственности исполнителей, так как каждый процесс характеризуется определенным результатом, то есть произведенной продукцией.

Правило управления в среде процессов сформулируем следующим образом: любая пара взаимосвязанных процессов рассматривается как взаимодействие поставщика и потребителя (рис. 1).

Потребитель вырабатывает четкие требования к качеству продукции, поставщик их воплощает в продукцию. Потребитель дает оценку о соответствии качества полученной продукции требованиям в форме, если так можно выразиться, «обратной связи».

Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается регламентами работы, мониторингом результатов процессов, оперативной статистической обработкой данных и корректированием хода процесса в реальном масштабе времени.

Применение процессного подхода усиливает:

— понимание и выполнение установленных требований;

— рассмотрение процессов с точки зрения добавленной в них стоимости;

— достижение запланированной результативности и эффективности процессов;

— постоянное улучшение процессов и качества продукции, основанных на объективном измерении.

Графическое представление процессной модели основывается на методологии структурного анализа. Методология структурного анализа претендует на общность предложенного метода описания и анализа системы с помощью структурных SADT-моделей (от Structured Analysis and Design Technique — «структурированный анализ и техника проектирования») и использование их для систем широкого профиля.

SADT-модель — это описание системы с помощью специального графического языка (блоков и дуг-связей), текста и глоссария (краткого пояснения). По сравнению с графическими языками кибернетики и общей теории систем здесь имеет место менее формализованное описание системы, доступное для понимания широкому кругу специалистов в области управления.

Для Цитирования:
Развитие методологии «процессный подход» в управлении качеством. Управление качеством. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: