Современные условия жизнедеятельности экономических субъектов предпринимательства сложны и многогранны. В определенных обстоятельствах компания может принять решение о расширении собственного бизнеса, используя для этого различные способы, начиная от увеличения доли присутствия на рынках сбыта своей продукции за счет грамотной маркетинговой политики, расширения ассортиментной линейки, соглашения с отраслевыми конкурентами о разделении сфер влияния и заканчивая глобальными структурно-организационными мероприятиями. Зачастую сопутствующие подобным шагам расходы превышают потенциальную прибыльность таких проектов и сопровождаются дополнительными неконтролируемыми рисками. Выходом из подобной ситуации может послужить использование организационных и финансово-экономических механизмов и процессов в форме слияний и поглощений M&A (mergers and acquisitions), представляющих собой сложный экономический проект, требующий тщательного планирования, точной оценки будущей выгоды и целесообразности присоединения (поглощения), значительная роль в которой отводится оценке компании-объекта, что обусловливает актуальность темы исследования. Востребованность в исследовании целого ряда вопросов, возникающих на разных этапах проведения сделок M&A, обусловлена тем, что современный механизм оценки поглощаемой компании имеет ряд условных допущений, отличающихся значительной степенью вариативности, приводящей порой к значительным погрешностям в определении стоимости сделки. Игнорирование таких методических вопросов может привести к негативным экономическим последствиям для инициаторов сделок слияния (поглощения).
Цель исследования: совершенствование теоретико-методического обеспечения проведения оценки стоимости компаний для последующего использования в сделках M&A, а также обоснование методических подходов к формированию оценки синергетического эффекта от их реализации в стоимостном выражении.
Задачи исследования: критический анализ существующих материалов, посвященных организации сделок M&A, для конкретизации и уточнения основополагающей терминологии и понятийного аппарата тематики исследования; определение основных факторов, активизирующих инвесторов к осуществлению таких сделок; выбор наиболее приемлемых классических методов оценки компаний и адаптация их относительно меняющихся экономических условий проведения сделок M&A; предложение усовершенствованных вариантов практического использования существующих методов определения эффекта синергии для целей сделок M&A; разработка рекомендаций для формирования реалистичной оценки фокусной компании в ходе планирования сделки M&A.