По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658

Развитие маркетплейсов на российском рынке онлайн-торговли: рост производительности и эффективности

Бутов А.В. канд. экон. наук, доцент кафедры корпоративного управления и инноватики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва
Евтюкова П.А. студентка, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся развития маркетплейсов в России, важные особенности их работы, на чем они строятся, преимущества данного вида онлайн-торговли, а также были выделены главные причины популярности данной торговой площадкой среди потребителей и производителей.

Литература:

1. Марченков А.А. Маркетплейсы как главный тренд электронной коммерции // Научные стремления. — 2019. — №26. — С. 65–67.

2. Твердохлебова М. Д., Никишин В. В. Роль маркетплейсов на рынке розничных торговых услуг // Практический маркетинг. — 2019. — № 6 (268). — С. 3–8.

3. Михайлюк М.В. Маркетплейсы как фактор прогрессивной трансформации интернет-торговли в России: логистический аспект // Экономика и управление народным хозяйством. — 2019. — № 3 (172). — С. 57–61.

4. Электронная торговля 2020–2024, прогноз Data Insight [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://datainsight.ru/DI_eCommerce2020_2024 (дата обращения 17.01.2022).

5. Открытые данные Ozon.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.ozon.ru/ partners/analitika/otkrytye-dannye/trendy-pokategoriyam (дата обращения 17.01.2022).

6. Экслер А. OZON.ru: История успешного интернет-бизнеса в России — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 190 стр.

7. Шестоперов Д. Как усиливается внутренний сегмент рынка электронной коммерции // Коммерсантъ. — 23.10.2020. — №195. — С. 10.

8. Филин С. А., Сидорова В. Н., Сидоров Н. В. Кадровая политика предприятия: теория и практика совершенствования // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2021. — № 11 (207). — С. 47–57.

9. Руденко Г. Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Опыт в сфере управления талантами: от микроуровня к глобальным курсам // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 1 (61). — С. 127–133.

10. Руденко Г. Г., Сидорова В.Н., Сидоров Н.В. Управление талантами: зарубежный опыт и лучшие практики // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2016. — № 2. — С. 113–119.

11. Филин С.А., Сидоров Н.В. Стимулирующие мотиваторы творческой деятельности персонала современных организаций // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2021. — № 5. — С. 20–33.

В настоящее время существует множество вариантов осуществления фирмами взаимодействия с покупателями, большинство из которых представляет собой новое поколение потребителей, отличающееся от прошлого поколения стремлением совершать покупки в Интернете. В связи с этим, для того чтобы удовлетворить потребности большинства, производитель прибегает к использованию цифровых технологий в продаже товаров или услуг, то есть выходит на рынок электронной коммерции. На данном рынке наблюдаются такие формы, как тендерные электронные площадки, интернет-магазины, прайс-агрегаторы и маркетплейсы.

Маркетплейс — это онлайн-площадка для продажи различного рода товаров и услуг. Главной особенностью и отличием от других форм онлайн-торговли такого способа продажи ресурсов в Интернете является тот факт, что в маркетплейсах отсутствует наличие лишь одного бренда изготовителя (что присуще интернет-магазинам). Данный вид онлайн-торговли, по своей структуре, напоминает работу торговых центров, которые именно сдают в аренду помещение для открытия торговых точек фирм [2]. Такая же система работы в маркетплейсах. Продавцам, заключившим договор с онлайн-площадкой, предлагается доступ к личному кабинету на сайте.

Во взаимодействии производителя и потребителя маркетплейсы представляют собой связующее звено, улучшая лояльность их общения [1], то есть дают возможность сравнения ценового предложения на товары, создает концентрированный поиск и обрабатывает информацию о предпочтениях клиента. Те же функции имеют и прайс-агрегаторы, которые также стали популярны среди покупателей. Но главное различие этих онлайн-площадок состоит в том, что прайс-агрегаторы только выдают информацию о желаемом товаре, но оформить заказ и оплатить его клиент может, перейдя на интернет-магазин фирмы. Маркетплейсы же делают доступным оплату товара без перехода на сторонние страницы, делая процесс покупки намного быстрее и удобнее для покупателя.

На российском рынке электронной коммерции выделяют две модели маркетплейсов с точки зрения логистических процессов [3]:

Для Цитирования:
Бутов А.В., Евтюкова П.А., Развитие маркетплейсов на российском рынке онлайн-торговли: рост производительности и эффективности. Директор по маркетингу и сбыту. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала