Значительная часть сельскохозяйственной продукции, которую производят в России, портится, не достигнув покупателя. В частности, потери по картофелю, овощам и ягодам достигают 30 %, по фруктам — 25 %.
Многие овощехранилища и оптовые рынки создавались еще в советское время, когда не было эффективных энергосберегающих технологий, узкой специализации складов, хранилищ, рынков и т. д. Создание новых оптово-распределительных центров (ОРЦ) помогло бы в корне решить эту проблему.
В современных овощехранилищах, построенных по инновационным технологиям на ОРЦ, потери будут составлять до 5 %, что соответствует мировым нормам. Более того, создание мощностей по эффективному хранению продукции позволит значительно сократить долю импорта и замедлить рост цен в зимне-весенний период.
Более 80 % овощей и картофеля производят малые формы хозяйствования, они же испытывают трудности в хранении и реализации продукции, их потери доходят до 40 %.
Российский рынок логистических услуг развит не так сильно. По мнению экспертов, его потенциал оценивается в 120 млрд долл. США, причем доля сектора перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта составляет 55 %, сектора складских услуг — 13 и сектора услуг по интеграции и управлению цепями поставок — 32 %.
В целом отечественный рынок логистических услуг можно разбить на три сектора: перевозок и экспедирования грузов всеми видами транспорта, складских услуг, услуг по интеграции и управлению цепями поставок.
В программе развития сельского хозяйства в России, рассчитанной до 2020 г., предусмотрены создание новых и реконструкция старых оптово-распределительных и производственнологистических центров. В частности, к 2020 г. планируется увеличить мощности единовременного хранения в таких центрах до 4716 тыс. т [1].
Целью подпрограммы 10 «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. является обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки.