По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 745/749 DOI:10.33920/nik-02-2504-02

Развитие культурной идентичности в преподавании дизайна

Лузева Елена Леонидовна доцент кафедры дизайна Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: elena.luzeva@gmail.com.

Рассматриваются возможности развития культурной идентичности в процессе дизайн-образования на основе знакомства с традиционной культурой, которая несет в себе богатую национальную символику. Особое внимание уделено функции этих символических образов в передаче культурных и духовных ценностей. В статье сформулированы методические рекомендации для использования культурной символики в дизайнерских проектах.

Литература:

1. Абрамова В.И., Архангельская Ю.В., Георгиева С.И. Символика солнца и луны в русских и болгарских вербальных текстах культуры. Тула: Тульский научный вестник. Серия История. Языкознание. — 2020. — Выпуск № 1 (1). — С. 56.

2. Буткевич Л.М. История орнамента: учеб. пособие. — М.: Владос. — 2008. — 455 c.

3. Кошаев В. Декоративно-прикладное искусство. Понятия. Этапы развития. Учебное пособие для вузов. — М.: Владос. — 2010. — 272 c.

4. Криницын А.Б. Образ Руси-тройки в русской литературе второй половины XIX века. Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. — 2024. — № 2. — C. 121–133.

5. Путин В.В. Участникам, организаторам и гостям Международного симпозиума «Создавая будущее». 2024. [Электронный ресурс]. — URL: http://kremlin.ru/ events/president/letters/75484 (дата обращения: 10.11.2024).

6. Сапронов П.Ф. Русская культура IX–XX вв. — СПб.: Паритет, 2005. — 700 с.

1. Abramova V.I., Arkhangelskaya Yu.V., Georgieva S.I. Symbolism of the sun and the moon in Russian and Bulgarian verbal cultural texts. Tula: Tula Scientific Bulletin. Series History. Linguistics. — 2020. — Issue No. 1 (1). — P. 56.

2. Butkevich L.M. History of ornament: textbook. — M.: Vlados. — 2008. — 455 p.

3. Koshaev V. Decorative and applied art. Concepts. Stages of development. Textbook for universities. — M.: Vlados. — 2010. — 272 p.

4. Krinitsyn A.B. The Image of the Rus-Troika in Russian Literature of the Second Half of the 19th Century. Bulletin of Moscow University. Series 9. Philology. — 2024. — No. 2. — P. 121–133.

5. Putin V.V. To the Participants, Organizers, and Guests of the International Symposium “Creating the Future.” 2024. [Electronic resource]. — URL: http://kremlin.ru/ events/president/letters/75484 (accessed: 11/10/2024).

6. Sapronov P.F. Russian Culture of the 9th–20th Centuries. — St. Petersburg: Parity, 2005. — 700 p.

Статья поступила 12.11.2024 г. Статья одобрена к публикации 18.02.2025 г.

В современной социокультурной действительности, в условиях глобализации культурных и образовательных процессов, так и в не простых условиях развития современной России, обостряется проблема национально-культурной идентичности молодого поколения. Смена традиционных устоев жизни, открытость современного общества вызвали ряд неоднозначных тенденций, характерных для мировоззрения молодежи: деформацию ценностных ориентаций за счет вытеснения коллективных и общественных интересов индивидуализмом, размывание исторического сознания и чувства гордости за свою страну.

Становление и укрепление национальной культурной идентичности студентов в процессе обучения дизайну является важным условием сохранения преемственности поколений, воспитания личной ответственности за решение насущных проблем современности в сфере культуры и визуальной коммуникации. «Подчеркну главное — свое будущее мы должны определять только сами — на основе суверенного мировоззрения, национальной культуры, неустанного творческого поиска, твердой приверженности неоспоримым нравственным, патриотическим идеалам и ценностям» — акцентировал Президент России В. Путин в приветствии Международного симпозиума «Создавая будущее», который проходил в Национальном центре «Россия» [5].

Национально-культурная идентичность проявляется в форме осознаваемой принадлежности человека к общности, чувстве единения с единой историко-культурной основой, ее идеалами и ценностями, и обретается посредством постепенного приобщения человека к миру традиционной культуры. На мировоззренческом уровне важнейшим условием преодоления духовного кризиса и восстановления культурной целостности является воссоздание в сегодняшней культурной жизни тех духовных ценностей, которые составляют основу, сокровенный смысл культуры российского общества, определяют ее специфику, уникальность, идентичность. Безусловно, процесс знакомства студентов дизайнерских специальностей с русской традиционной культурой, — одна из возможностей развития национальной культурной идентичности общества в целом.

Для Цитирования:
Лузева Елена Леонидовна, Развитие культурной идентичности в преподавании дизайна. Ученый совет. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: