Думаем, что многие руководители российски х предприятий реально не понимают, что такое корпоративная социальная ответственность, в чем ее суть и что надо сделать, чтобы из затрат превратить ее в прибыль предприятия. И можно ли это сделать в принципе. Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.
Корпоративная социальная ответственность (КСО) предполагает социальное партнерство и социа льн у ю эффективность, устанавливающие справедливость в процессе реализации экономической деятельности предприятия, прислушиваясь к интересам не только своих работников, но и общества в целом. Социальные нормы, взаимные права и обязанности призваны обеспечивать порядок и спокойствие в обществе, поэтому те, кто их не придерживается, могут нести в той или иной форме ответственность в виде определенных наказаний.
КСО характерна тем, что предприятие в рамках взаимоотношений со своим персоналом имеет ряд взаимных обязанностей и прав. В то время как работники выполняют свои обязанности на предприятии, руководство этого предприятия обязано выплачивать им заработную плату, направлять определенные отчисления в страховые медицинские, пенсионные фонды, предоставлять оплачиваемый отпуск в соответствии с квалификацией работника, вредностью и опасностью выполняемой им работы.
Концепция устойчивого развития подразумевает три основных цели, три основных направления: экономическое, социальное и экологическое.
По законодательству Российской Федерации этим ответственность предприятий перед персоналом ограничивается. Однако во всех развитых странах во главу угла ставят человека и его права, в связи с чем предприятия возлагают на себя ряд дополнительных обязательств перед своими работниками, такие как строительство учебных и лечебных учреждений, жилищных и спортивных комплексов и т. п. Повышение уровня общественного благосостояния, снижение бедности являются основными целями всех правовых демократических государств, которые реализуются через КСО. Как правило, в достаточно крупных организациях, которые являются градообразующими, результаты КСО передаются городу с тем, чтобы его жители, даже если они не являются работниками предприятия, могли пользоваться этими учреждениями на правах трудящихся на предприятии. Результаты деятельности подобного рода повышают престиж предприятий, их конкурентоспособность и выводят их на совершенно новый, международный уровень.