По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.02 DOI:10.33920/nik-02-2207-06

Развитие художественного восприятия музыки и умения донести до слушателей содержание исполняемого музыкального произведения

Криницкая Светлана Сергеевна проф. кафедры искусства Московского гуманитарного университета, заслуженная артистка РФ, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: s.kri2011@yandex.ru
Жукова Марина Васильевна проф. кафедры искусства Московского гуманитарного университета, заслуженная артистка РФ, 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: marina_zhukova@yahoo.com

Современная система профессионального высшего образования в области академического вокала имеет богатый опыт и проверенные временем традиции. В многоуровневый комплекс вокального образования входят не только развитие слуха, музыкальной памяти, певческого мастерства и т.д. Одной из важнейших задач для педагога является проблема развития правильного художественного восприятия музыки и умения донести до слушателей содержание исполняемого музыкального произведения, задуманного автором. Современный педагог должен выявлять потенциал будущих вокалистов в условиях их профессионального обучения в высших учебных заведениях нашей страны. Образовательные стандарты требуют более полного, оптимального подхода к процессу обучения, достижения единства в восприятии и понимании музыки, оценки музыкальных произведений учениками.

Литература:

1. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы. — М.: Смысл, 2001. — 264 с.

2. Гликман И. Мейерхольд и музыкальный театр. — Л.: Советский композитор, 1989. — 352 с.

3. Малышева Н.М. О пении. Из опыта работы с певцами: Методическое пособие. Переиздание. — М.: Композитор, 1992. — 136 с.

4. Машевский Г. Вокально-исполнительские и педагогические принципы А.С. Даргомыжского. — Л.: Издательство «Музыка» Ленинградское отделение, 1976. — 63 с.

5. Ментюков А.П. Декламационно-речевые формы интонирования в музыке ХХ века: Опыт типологического анализа. — М.: Музыка, 1986. — 87 с.

6. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. — М.: Изд-во УРАО, 1998. — 576 с.

7. Торшилова Е. Воспитание вкуса при восприятии произведений искусства // Искусство и образование. — 2002. — № 3. — С. 14–25.

8. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики. — М.: Изд-во УРАО, 2002. — 592 с.

9. Фрид Э. М.П. Мусоргский. Проблемы творчества: Исследование. — Л.: Музыка, 1981. — 184 с.

1. Ivanchenko G.V. Psikhologiya vospriyatiya muzyki: podkhody, problemy, perspektivy. — M.: Smysl, 2001. — 264 s.

2. Glikman I. Meyyerkhol'd i muzykal'nyy teatr. — L.: Sovetskiy kompozitor, 1989. — 352 s.

3. Malysheva N.M. O penii. Iz opyta raboty s pevtsami: Metodicheskoye posobiye. Pereizdaniye. — M.: Kompozitor, 1992. — 136 s.

4. Mashevskiy G. Vokal'no-ispolnitel'skiye i pedagogicheskiye printsipy A.S. Dargomyzhskogo. — L.: Izdatel'stvo «Muzyka» Leningradskoye otdeleniye, 1976. — 63 s.

5. Mentyukov A.P. Deklamatsionno-rechevyye formy intonirovaniya v muzyke KHKH veka: Opyt tipologicheskogo analiza. — M.: Muzyka, 1986. — 87 s.

6. Pedagogicheskaya antropologiya: Uchebnoye posobiye / Avt.-sost. B.M. BimBad. — M.: Izd-vo URAO, 1998. — 576 s.

7. Torshilova Ye. Vospitaniye vkusa pri vospriyatii proizvedeniy iskusstva // Iskusstvo i obrazovaniye. — 2002. — № 3. — S. 14–25.

8. Ushinskiy K.D. Problemy pedagogiki. — M.: Izd-vo URAO, 2002. — 592 s.

9. Frid E. M.P. Musorgskiy. Problemy tvorchestva: Issledovaniye. — L.: Muzyka, 1981. — 184 s.

История вокального преподавания затрагивает массу аспектов, одним из которых является необходимость воспитания у ученика и студента вкуса и чувства прекрасного, проявляющихся при исполнении музыкального произведения.

Пение — одно важнейших средств творческой составляющей человеческой натуры. С помощью пения человек выражает чувства, эмоции, воображение, переживания, способствуя формированию и оценке своего мировоззрения. Совершенно очевидно, что академическое пение требует не только технических знаний, навыков и умений, но и развития музыкально-эстетических функций, художественного вкуса и эмоционального интеллекта. Вокалисту недостаточно просто петь, нужно уметь петь так, чтобы исполнение воздействовало на сердца слушателей, а в их памяти надолго оставался вдохновенный отклик.

Задача современного педагога по академическому вокалу — не просто обучить идеальному пению, но и открыть для студента эмоциональное наполнение предложенного вокального образа [3]. От действий преподавателя в данном направлении зависит общее восприятие и развитие художественного вкуса в музыке. Студент должен осознавать связь исполняемой музыкальной композиции с замыслом автора, исторической эпохой.

Музыкальное восприятие студентом осваиваемого материала — это важный процесс, в основе которого лежит способность переживать и пропускать через себя музыкальный замысел автора [9]. Педагогу важно понять и оценить уровень развития художественного восприятия музыки у студента. В задачи педагога академического вокала входит определение критериев и параметров развития художественного восприятия музыки, которое формируется в процессе слушания и анализа музыкального материала. Работа по художественному восприятию музыки и умению студентом донести до слушателя содержание исполняемого произведения строится на основных базовых принципах, изложенных далее.

Важной миссией преподавателя академического вокала является необходимость донести до будущего певца непреложную истину — чтобы добиться успеха у зрителя, вокалист должен открыть свое сердце, показать истинные чувства и заставить слушателя верить в происходящее на сцене.

Для Цитирования:
Криницкая Светлана Сергеевна, Жукова Марина Васильевна, Развитие художественного восприятия музыки и умения донести до слушателей содержание исполняемого музыкального произведения. Ученый совет. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: