История вокального преподавания затрагивает массу аспектов, одним из которых является необходимость воспитания у ученика и студента вкуса и чувства прекрасного, проявляющихся при исполнении музыкального произведения.
Пение — одно важнейших средств творческой составляющей человеческой натуры. С помощью пения человек выражает чувства, эмоции, воображение, переживания, способствуя формированию и оценке своего мировоззрения. Совершенно очевидно, что академическое пение требует не только технических знаний, навыков и умений, но и развития музыкально-эстетических функций, художественного вкуса и эмоционального интеллекта. Вокалисту недостаточно просто петь, нужно уметь петь так, чтобы исполнение воздействовало на сердца слушателей, а в их памяти надолго оставался вдохновенный отклик.
Задача современного педагога по академическому вокалу — не просто обучить идеальному пению, но и открыть для студента эмоциональное наполнение предложенного вокального образа [3]. От действий преподавателя в данном направлении зависит общее восприятие и развитие художественного вкуса в музыке. Студент должен осознавать связь исполняемой музыкальной композиции с замыслом автора, исторической эпохой.
Музыкальное восприятие студентом осваиваемого материала — это важный процесс, в основе которого лежит способность переживать и пропускать через себя музыкальный замысел автора [9]. Педагогу важно понять и оценить уровень развития художественного восприятия музыки у студента. В задачи педагога академического вокала входит определение критериев и параметров развития художественного восприятия музыки, которое формируется в процессе слушания и анализа музыкального материала. Работа по художественному восприятию музыки и умению студентом донести до слушателя содержание исполняемого произведения строится на основных базовых принципах, изложенных далее.
Важной миссией преподавателя академического вокала является необходимость донести до будущего певца непреложную истину — чтобы добиться успеха у зрителя, вокалист должен открыть свое сердце, показать истинные чувства и заставить слушателя верить в происходящее на сцене.