По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 796/799 DOI:10.33920/nik-02-2501-06

Развитие исследовательской деятельности учащихся: уникальная личность в уникальных условиях

Савостьянов Александр Иванович доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет», 125047, Российская Федерация, г. Москва, Миусская площадь, д. 6, стр. 5, Эл. адрес: rsuh@rsuh.ru
Мацаренко Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, консультант, ФГАНУ «Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования», 115093, Российская Федерация, г. Москва, ул. Люсиновская, д. 51, Эл. адрес: e-rus@mail.ru

Статья посвящена проблеме развития трансформации пространства личностных смыслов ребенка в исследовательской деятельности. Ее цель — воздействие исследовательской деятельности ребенка на процессы переосмысления как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления.

Литература:

1. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 280 с.

2. Савостьянов А.И., Мацаренко Т.Н. Психологические тренинги самооздоровления, самосозидания, самоорганизации и самоопредения. — М.: Издательство «Перо», 2016. — 150 с.

3. Савостьянов А.И., Панченко О.Г. Экология души молодого поколения — залог жизнедеятельности России в ХХ1 веке // Ученый совет. — 2018. — № 10. — С. 68–73.

4. Савостьянов А.И., Панченко О.Г. Человек во Вселенной: стратегия развития человечества // Ученый совет. — 2020. — №7. — С. 57–62.

5. Савостьянов А.И., Мацаренко Т.Н. Исследовательская деятельность школьников как творческий процесс / Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2021. — № 2. — С. 26–30.

1. Obukhov A.S. Development of students' research activities. — 2nd ed., revised and enlarged. — M.: National Book Center, 2015. — 280 p.

2. Savostyanov A.I., Matsarenko T.N. Psychological trainings for self-healing, selfcreation, self-organization and self-determination. — M.: Pero Publishing House, 2016. — 150 p.

3. Savostyanov A.I., Panchenko O.G. Ecology of the soul of the young generation is the key to Russia's vital activity in the 21st century // Academic Council. — 2018. — No. 10. — P. 68–73.

4. Savostyanov A.I., Panchenko O.G. Man in the Universe: strategy for the development of mankind // Academic Council. — 2020. — No. 7. — P. 57–62.

5. Savostyanov A.I., Matsarenko T.N. Research activities of schoolchildren as a creative process / Bulletin of the Academy of Children's and Youth Tourism and Local History. — 2021. — No. 2. — P. 26–30.

Опираясь на исследования последних лет, мы понимаем, что развитие одаренной личности зависит от ряда факторов культурной детерминации. Глобальная динамика социальных преобразований, высокая социальная мобильность, интенсивная коммуникативность заставляют постоянно переосмысливать меняющуюся реальность, преодолевая ситуацию неопределенности и дискомфорта. Сегодня для успешной и активной жизни человеку принципиально важно занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Исследовательское поведение является необходимым условием в развитии потенциала инновационной личности, так как оно напрямую связано со смыслообразовательными процессами.

Высшей формой познавательной активности и исследовательского поведения является научное познание. Именно поэтому введение в современное школьное образование проектно-исследовательской технологии является эффективным для решения задач воспитания одаренной личности. Данная статья посвящена проблеме развития и трансформации пространства личностных смыслов в исследовательской деятельности.

Целью данной статьи является анализ воздействия исследовательской деятельности учителя и учащегося на процессы переосмысления (смыслоообразования, смыслопорождения, смыслоизменения, смыслотворчества) как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления видения собственной жизни. Стремительное развитие компьютерных технологий, приближающаяся революция в области нано- и биотехнологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В силу нарастающей неопределенности и усложнения социокультурной среды в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового.

В современной социологии возникло понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность может пониматься как мета-деятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Главная функция инновационной деятельности — изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех видах деятельности. При этом и сам человек может стать объектом своей деятельности [1]. Эта деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир, на способы взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его взаимодействия становятся личностные аспекты [2]. Именно поэтому мы вводим понятие «метадеятельность», которая направлена на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта на обеспечение быстрой адаптации к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности и дает возможность воздействовать на нее.

Для Цитирования:
Савостьянов Александр Иванович, Мацаренко Татьяна Николаевна, Развитие исследовательской деятельности учащихся: уникальная личность в уникальных условиях. Ученый совет. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: