Опираясь на исследования последних лет, мы понимаем, что развитие одаренной личности зависит от ряда факторов культурной детерминации. Глобальная динамика социальных преобразований, высокая социальная мобильность, интенсивная коммуникативность заставляют постоянно переосмысливать меняющуюся реальность, преодолевая ситуацию неопределенности и дискомфорта. Сегодня для успешной и активной жизни человеку принципиально важно занимать по отношению к миру, другим и самому себе исследовательскую позицию. Исследовательское поведение является необходимым условием в развитии потенциала инновационной личности, так как оно напрямую связано со смыслообразовательными процессами.
Высшей формой познавательной активности и исследовательского поведения является научное познание. Именно поэтому введение в современное школьное образование проектно-исследовательской технологии является эффективным для решения задач воспитания одаренной личности. Данная статья посвящена проблеме развития и трансформации пространства личностных смыслов в исследовательской деятельности.
Целью данной статьи является анализ воздействия исследовательской деятельности учителя и учащегося на процессы переосмысления (смыслоообразования, смыслопорождения, смыслоизменения, смыслотворчества) как в области открытия знания для себя, так и в области самостроительства иерархии личностных смыслов. Этот процесс связан с проблемой самоопределения и постоянного творческого обновления видения собственной жизни. Стремительное развитие компьютерных технологий, приближающаяся революция в области нано- и биотехнологий, расширение коммуникации вызвали серьезный культурный сдвиг, повлекший за собой потребность пересмотреть содержание, методику и формы современного образования. В силу нарастающей неопределенности и усложнения социокультурной среды в обществе возник запрос на инновационную личность, способную к исследовательской деятельности и непрерывному созданию нового.
В современной социологии возникло понятие инновационной деятельности. Инновационная деятельность может пониматься как мета-деятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Главная функция инновационной деятельности — изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех видах деятельности. При этом и сам человек может стать объектом своей деятельности [1]. Эта деятельность может быть направлена как на преобразование внешнего мира, способов взаимодействия с ним, так и на внутренний мир, на способы взаимодействия с самим собой. Тогда предметом его взаимодействия становятся личностные аспекты [2]. Именно поэтому мы вводим понятие «метадеятельность», которая направлена на преобразование всего комплекса личностных средств субъекта на обеспечение быстрой адаптации к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности и дает возможность воздействовать на нее.