По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Развитие исследовательских умений школьников в контексте целевой установки экологического просвещения

Мычко Е.И. доктор педагогических наук, профессор Института образования, БФУ им. И. Канта
Калашникова Е.В. начальник отдела экологического просвещения и туризма, ФГБУ «Национальный парк «Куршская коса»

Рассматриваются возможности экологического просвещения школьников в процессе развития их исследовательских умений. Последние определяются как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта школьников. Решающее значение придается образовательной среде национального парка.

Литература:

1. Кулаков В.И. От Восточной Пруссии до Калининградской области. Исторический путеводитель. — Калининград, 2002. — 287 с.

2. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. — 1999. — № 10. —С. 152–158.

3. Мычко Е.И., Блаженко А.В. Исследовательская компетентность педагога в парадигме современного образования // Известия БГА РФ: психолого-педагогические науки. — 2018. — № 4(46). —С. 12–16.

4. Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. — 2004. — № 2. — С. 146–148.

5. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании // Исследовательская работа школьников. — 2004. — № 1. — С. 22–32.

6. Ташнинова Л.Н., Ташнинова А.А. Экологическое просвещение как важнейшая составляющая гуманитарной экологии // Oriental Studies. — 2014. — № 2. — С. 159–162.

7. Тяглова Е.В. Методика апробации результатов исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. — 2006. — № 1. —С. 128–138.

Сохранение биосферы как первоочередная задача человечества, вступившего в XXI век, напрямую зависит от воспитания экологического мышления: мировая тенденция перехода от техногенного к гуманитарному образованию определяет важность этого вида воспитания. Отношение к экологии у современного общества противоречиво: под влиянием массовой культуры разрушаются принципы самоценности природы и экологической этики. В результате наблюдается дефицит нового экологического мышления. Опасные тенденции изменения экологического мышления и сознания обусловливают недостаточную продуктивность стратегий и технологий экологического просвещения.

Под экологическим просвещением понимают процесс распространения знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры населения. В таком ракурсе, экологическое просвещение можно рассматривать как средство формирования экологического мировоззрения, и этот процесс должен начинаться с самого раннего возраста.

Научная дискуссия, развернувшаяся в последнее время вокруг проблемы экологического воспитания и просвещения, особенно обострилась вокруг «набора» знаний и умений, которые должны сформироваться у школьника, обладающего экологическим мышлением.

Не вдаваясь в дискуссию по поводу всего «набора», остановимся на исследовательских умениях как базовых в процессе экологического просвещения. Исследовательские умения в таком аспекте предстают как самостоятельно организуемые готовность и способность, основанные на лично значимых знаниях школьника, учебном и жизненном опыте; ценностях и интересах, которые человек развил в результате самостоятельной познавательной деятельности, будучи вовлеченным в образовательную практику. Исследовательские умения предстают как синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта.

При таком подходе учебная деятельность будет приобретать исследовательский (практико-преобразующий) характер, если усваивается не «готовое знание, а прослеживаются условия происхождения данного знания» (Ю.В. Громыко). В ряде научных работ исследовательская деятельность описывается как «самостоятельная деятельность учащихся, направленная на открытие нового, неизведанного, путем применения различных способов действий, в результате которой появляется личностное суждение учащегося о предмете, явлении или действии, отличающееся от уже имеющегося; включающее новизну, проверяющую гипотезу, выдвинутую самим учащимся» (Л.М. Репета) [4].

Для Цитирования:
Мычко Е.И., Калашникова Е.В., Развитие исследовательских умений школьников в контексте целевой установки экологического просвещения. Музей. 2023;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: