По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34 DOI:10.33920/nik-04-2402-04

Развитие института наставничества на государственной гражданской службе

О. В. Петухова ЧОУ ВО «Московский университет имени С. Ю. Витте», г. Москва, Россия, E-mail: o-v-petuhova@mail.ru

Статья посвящена развитию института наставничества на государственной гражданской службе в России. Рассматриваются основные цели и задачи наставничества, его роль в профессиональном росте государственных служащих, а также влияние на корпоративную культуру и взаимодействие внутри организаций. Анализируются существующие проблемы и вызовы, с которыми сталкиваются программы наставничества, такие как недостаток мотивации наставников и отсутствие системного подхода. Предлагаются рекомендации по созданию эффективной системы наставничества, включая разработку методических рекомендаций, обучение наставников и внедрение механизмов оценки эффективности. Статья подчеркивает важность наставничества как инструмента повышения качества государственного управления и формирования высококвалифицированного кадрового состава.

Литература:

1. Клищ, Н. Н., Январев, В. А. Наставничество на государственной службе — новая технология профессионального развития государственных служащих (зарубежный и российский опыт наставничества на государственной службе) — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 64 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/data/misc/library/WP8_2014_01.pdf (дата обращения: 11.09.2024)

2. Прокофьев, С. Е., Беляев, А. М., Еремин, С. Г. Современные кадровые технологии в органах власти: монография. — М.: Юстицинформ, 2015. — 661 с.

3. Фотина, Л. В. Современное государственное управление: люди и технологии: презентационные материалы // Международная конференц-сессия «Государственное управление и развитие России: национальные цели и институты». — 2019. — 14 с.

1. Klishch, N. N., Yanvarev, V. A. (2014). Mentoring in the Civil Service — a New Technology for the Professional Development of Civil Servants (Foreign and Russian Experience of Mentoring in the Civil Service) — Moscow: Publishing house of the Higher School of Economics, 64 p. — Available at: https://www.hse.ru/data/misc/library/ WP8_2014_01.pdf (accessed: 11.09.2024). (In Russian)

2. Prokofi ev, S. E., Belyaev, A. M., Eremin, S. G. (2015). Modern personnel technologies in government bodies: monograph – Moscow: Justitsinform, 661 p. (In Russian)

3. Fotina, L. V. (2019). Modern public administration: people and technologies: presentation materials. In: International conference session Public Administration and Development of Russia: National Goals and Institutions, 14 p. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 10.11.2024

Дата принятия рукописи в печать: 05.12.2024

Развитие института наставничества на государственной гражданской службе представляет собой важный аспект повышения эффективности работы государственных органов и профессионального роста служащих. В условиях современного общества, где требования к качеству государственного управления постоянно растут, институт наставничества становится необходимым инструментом для передачи знаний, опыта и навыков, что, в свою очередь, способствует формированию высококвалифицированного кадрового состава.

Развитие института наставничества на государственной гражданской службе обсуждалось многими экспертами и исследователями в области управления и государственной службы. По мнению Андреева С.А., наставничество играет ключевую роль в формировании профессиональных компетенций у молодых специалистов, способствуя их быстрому вхождению в рабочую среду. Он отмечает, что «наставничество позволяет передавать не только знания, но и практический опыт, что особенно важно в условиях быстро меняющегося законодательства».

Яковлев А.В. акцентирует внимание на значимости эффективного наставничества в контексте государственной гражданской службы, подчеркивая его роль в формировании доверительных отношений между сотрудниками [1]. Он утверждает, что наличие системы наставничества не только способствует передаче знаний и опыта, но и создает атмосферу взаимопонимания и поддержки в коллективе. Когда молодые специалисты имеют возможность работать под руководством более опытных коллег, это способствует не только их профессиональному росту, но и укреплению командного духа. Доверие, возникающее в процессе наставничества, становится основой для открытого общения, что, в свою очередь, позволяет сотрудникам свободно делиться идеями, задавать вопросы и обсуждать возникающие трудности.

Яковлев отмечает, что такая атмосфера доверия положительно сказывается на общем моральном климате в организации. Сотрудники, чувствующие поддержку и понимание со стороны наставников, становятся более вовлеченными в рабочий процесс, что повышает их мотивацию и удовлетворенность работой. В условиях государственной службы, где часто встречаются высокие требования и давление, наличие наставника, который может оказать помощь и дать ценный совет, становится неоценимым ресурсом. Это не только помогает молодым специалистам быстрее адаптироваться к новым условиям, но и способствует снижению уровня стресса и выгорания.

Для Цитирования:
О. В. Петухова, Развитие института наставничества на государственной гражданской службе. Общенаучный журнал. 2024;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: