По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.02 DOI:10.33920/med-17-2509-06

Развитие института налоговых консультантов в Российской Федерации в современных условиях

Серафима Владимировна Левакова магистрант кафедры государственных и муниципальных финансов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), главный специалист, федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы» (Россия, 119049, г. Москва, ул. Большая Якиманка, д. 42, стр. 1-2), ORCID: 0009-0007-4351-1109, gs1011@yandex.ru
Равиль Габдуллаевич Ахмадеев канд. экон. наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, 115054, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, ORCID: 0000-0002-7526-0144, ahm_rav@mail.ru

Сложившиеся макроэкономические вызовы и внутренние условия российской экономики периода 2023–2025 годов оказали существенное влияние на развитие профессии налогового консультанта, которая зависит не только от уровня квалифицированных кадров, но и в большей степени от уровня государственной поддержки. Данный аспект на макроуровне касается непосредственно не только самих налогоплательщиков, но и фискальных органов, и каждый из них несет риски финансового аспекта. Несмотря на введенный с 2021 года профессиональный стандарт «Консультант по налогам и сборам», по состоянию на 01.07.2025 по всем регионам страны их общее количество не превысило 4115 аттестованных специалистов. При этом свыше 10% от общего количества специалистов приходится только на три региона: Москва — 28%, Московская область — 12% и Свердловская область — 11,5%. В свою очередь, общее количество образовательных учреждений, осуществляющих аттестацию налоговых консультантов, не превышает 42 единиц и распределено в региональном разрезе крайне неравномерно. В качестве предложения в данном исследовании предложена возможность рассмотрения на законодательном уровне включения положений об участии в институте налогового мониторинга налоговых консультантов с учетом разграничения предоставляемых ими услуг и сглаживания конфликта интересов между участниками налоговых отношений. Кроме того, данный подход в большей степени повлияет на улучшение качества функционирования налогового администрирования исходя из действующей концепции «прозрачного налогоплательщика» и горизонтальных взаимодействий и приведет к большему доверию в системе государственного управления в сфере фискальных взаимоотношений с бизнесом.

Литература:

1. Петухова Р.А., Григорьева Я.А. Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2019. — № 46. — С. 303–316.

2. Литвинова Ю.М. Налоговый мониторинг: опыт правового регулирования в зарубежных странах // Ленинградский юридический журнал. — 2017. — № 4 (50). — С. 175–181.

3. Шамсиева М.В. Налоговый мониторинг как инструмент совершенствования налогового администрирования и минимизации рисков российских компаний // Вестник Поволжского института управления. — 2015. — № 1 (46). — С. 109–115.

4. Чилимова Т.А., Овсянникова Е.Ю. Налоговое консультирование в России: организационный и экономический аспект // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2023. — № 10-1. — С. 127–131. — DOI 10.17513/vaael.3001.

5. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Горизонтальный налоговый мониторинг — международный опыт // Финансы и кредит. — 2014. — № 38 (614).

6. Федеральная налоговая служба (ФНС России). 737 плательщиков перешли на налоговый мониторинг с 2025 года [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16130160 (дата обращения: 01.07.2025).

7. China’s Golden Tax System Phase IV: An Explainer [Электронный ресурс] // *China Briefing*. — 2024. — URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-golden-tax-system-phase-iv-an-explainer/ (дата обращения: 25.03.2025).

8. Приказ ФНС России от 18.06.2025 № ЕД-7-26/535@ «Об утверждении формата документа, необходимого для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

9. Бадеева Е.А., Машкина А.А., Нагаева А.Н. Современные тенденции и перспективы развития налогового мониторинга в России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. — 2020 — № 1 (33). — C. 24–36. — DOI 10.21685/22278486-2020-1-2.

10. Землянская И.С. Налоговое консультирование в Российской Федерации: состояние и тенденции развития // Правовая парадигма. — 2018. — Т. 17, № 2. — С. 76–86.

11. Союз по организации деятельности консультантов по налогам и сборам «Палата налоговых консультантов», Единый реестр аттестованных налоговых консультантов [Электронный ресурс]. — URL: https://palata-nk.ru/reestr/reestr-nalogovyh-konsultantov (дата обращения: 01.07.2025).

1. Petukhova R.A., Grigorieva Ya.A. Tax administration in the digital economy // Bulletin of Tomsk State University. Economics. — 2019. — No. 46. — P. 303–316.

2. Litvinova Yu.M. Tax monitoring: experience of legal regulation in foreign countries // Leningrad Law Journal. — 2017. — No. 4 (50). — P. 175–181.

3. Shamsieva M.V. Tax monitoring as a tool for improving tax administration and minimizing the risks of Russian companies // Bulletin of the Volga Region Institute of Management. — 2015. — No. 1 (46). — P. 109–115.

4. Chilimova T.A., Ovsyannikova E.Yu. Tax consulting in Russia: organizational and economic aspect // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. — 2023. — No. 10-1. — P. 127–131. — DOI 10.17513/vaael.3001.

5. Gorina G.A., Akhmadeev R.G. Horizontal tax monitoring — international experience // Finance and credit. — 2014. — No. 38 (614).

6. Federal Tax Service (FTS of Russia). 737 taxpayers have switched to tax monitoring as of 2025 [Electronic resource]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16130160 (date of access: 01.07.2025).

7. China’s Golden Tax System Phase IV: An Explainer [Electronic resource] // *China Briefing*. — 2024. — URL: https://www.china-briefing.com/news/chinas-golden-tax-system-phase-iv-an-explainer/ (date of access: 25.03.2025).

8. The Federal Tax Service of Russia dated June 18, 2025 No. ED-7-26/535@ «On approval of the document format required to ensure electronic document flow in relations regulated by legislation on taxes and fees.»

9. Badeeva E.A., Mashkina A.A., Nagaeva A.N. Modern trends and prospects for the development of tax monitoring in Russia // Models, systems, networks in economics, technology, nature and society. — 2020 — No. 1 (33). — P. 24–36. — DOI 10.21685/2227-8486-2020-1-2.

10. Zemlyanskaya I.S. Tax consulting in the Russian Federation: status and development trends // Legal paradigm. — 2018. — Vol. 17, No. 2. — P. 76–86.

11. Union for the organization of activities of consultants on taxes and fees “Chamber of Tax Consultants”, Unified Register of Certified Tax Consultants [Electronic resource]. — URL: https://palata-nk.ru/reestr/reestr-nalogovyh-konsultantov (date of access: 01.07.2025).

В среднесрочной перспективе, на период до июля 2026 года, в рамках формирования ФНС России цифровой интегрированной платформы как одной из составных элементов проведения налогового контроля в качестве приоритета выделено создание полноценного аналитического инструментария, позволяющего провести всестороннюю оценку проводимой макроэкономической политики государства, особенно в отраслевом аспекте. При этом механизм развития проекта по принципу «одного окна» при осуществлении налогового мониторинга предусматривает полноценную автоматизацию действующего порядка налогового контроля в Российской Федерации, взаимодействующего на основе диалогового интерфейса и посредством внедрения цифровой информационной системы, то есть без участия человеческих ресурсов. В перспективе до 2030 года дальнейшее расширение горизонтальных налоговых отношений предполагается на основе автоматизированного представления соответствующих реестров документов, содержащихся в витрине данных по конкретному плательщику, и аналитических данных исходя из сформированных сведений по финансово-хозяйственным показателям деятельности организации за соответствующий налоговый период.

Цель исследования: исследование финансовых аспектов, влияющих на развитие профессии налогового консультанта как элемента государственного управления в сфере фискальных отношений.

Задачи исследования: исследование макроэкономических аспектов, влияющих на развитие профессии налогового консультанта, с учетом введенного с 2021 года профессионального стандарта «Консультант по налогам и сборам», в котором четко представлены требования к образованию и квалификации, изложен перечень соответствующих трудовых функций и уровня предоставляемых услуг для потенциальных клиентов, важным аспектом является возможность рассмотрения на законодательном уровне включения положений об участии в институте налогового мониторинга налоговых консультантов с учетом разграничения предоставляемых ими услуг и конфликта интересов между участниками налоговых отношений.

Для Цитирования:
Серафима Владимировна Левакова, Равиль Габдуллаевич Ахмадеев, Развитие института налоговых консультантов в Российской Федерации в современных условиях. Бухучет в здравоохранении. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: