По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.47 DOI:10.33920/igt-1-2511-04

Развитие индустрии эмоционального интеллекта в эпоху цифровизации на примере туризма

Никола Николаев Балев Высшая школа управления, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы. РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: 1032205837@pfur.ru
Ольга Юрьевна Зевеке кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель, Высшая школа управления, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы». РФ, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6. E-mail: zeveke_oyu@pfur.ru

В статье рассмотрено, как эмоциональный интеллект (ЭИ) преображает туристскую отрасль, секреты превращения обычных туров в эмоционально насыщенный опыт, как ЭИ помогает персонализировать предложения и повысить лояльность клиентов, как обучить персонал «считывать» эмоции гостей и предугадывать их желания, какие цифровые инструменты (чат-боты, VR-туры) усиливают эмоциональный эффект, как выйти на новые ниши — от wellness-туров до семейного отдыха с элементами развития ЭИ у детей.

Литература:

1. Болдакова, В. П. Эффективность реализации эмоционального интеллекта в туристской деятельности. — 2018.

2. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект. — М.: АСТ, 2008.

3. Люсин, Д. В. Опросник на эмоциональный интеллект «ЭмИн»: новые психометрические данные / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям. — М., 2009.

4. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования. — М., 2004. — С. 34.

5. Пригожин, А. И. Деловая макрокультура: методы развития / А. И. Пригожин // Общественные науки и современность. — 2017. — № 1. — С. 114–127.

6. Mayer, J. D., Salovey, R. Caruso, P. D. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications. Psychological Inquiry. — 2004. — Vol. 15. — No. 3. — Р. 197–215.

1. Boldakova, V. P. The Effectiveness of Implementing Emotional Intelligence in Tourism Activities. 2018.

2. Goleman, D. Emotional Intelligence. Moscow: AST, 2008.

3. Lyusin, D. V. The Emotional Intelligence Questionnaire "EmIn": new psychometric data. Еdited by D. V. Lyusin, D. V. Ushakov. Social and Emotional Intelligence: From Processes to Measurements. Moscow, 2009.

4. Lyusin, D. V. Modern Concepts of Emotional Intelligence. Social Intelligence: Theory, Measurement, Research. Moscow, 2004, р. 34.

5. Prigogine, A. I. Business macroculture: development methods. Social sciences and modernity. 2017, No. 1, рр. 114–127.

6. Mayer, J. D., Salovey, R. Caruso, P. D. Emotional Intelligence: Theory, Findings, and Implications. Psychological Inquiry. 2004, Vol. 15, No. 3, pp. 197–215.

Дата поступления рукописи в редакцию: 20.10.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 23.10.2025.

Индустрия эмоционального интеллекта, включающая технологии, инструменты и практики, направленные на его развитие и применение в различных сферах, особенно в туризме, в условиях цифровизации приобретает особую значимость.

В центре исследования данной статьи — влияние цифровой среды на развитие эмоционального интеллекта, изучение возможностей и способов интеграции эмоционального интеллекта в цифровое пространство посредством приложений, онлайн-курсов, платформ и иных цифровых решений.

Цель — изучить современное состояние и перспективы развития индустрии эмоционального интеллекта в сфере туризма в условиях активной цифровизации.

Задачи:

- рассмотреть существующие технологические решения и инструменты, направленные на развитие эмоционального интеллекта сотрудников и повышение качества обслуживания клиентов;

- оценить степень готовности рынка и готовность самих предприятий к внедрению новых форматов эмоционального взаимодействия в туристском сервисе;

- выделить лучшие практики и успешные кейсы внедрения эмоционального интеллекта в туристской индустрии;

- подготовить рекомендации по оптимизации механизмов развития эмоционального интеллекта в условиях цифровой экономики для руководителей туристского сектора.

Взаимосвязь эмоционального интеллекта (ЭИ) и цифровизации носит неоднозначный характер — она может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от контекста использования цифровых технологий. Исследования (2018–2023 гг.) подтверждают наличие прямой связи между ЭИ и применением цифровых технологий, особенно в сферах педагогической психологии, киберпсихологии, психологии здоровья, психотерапии.

Можно подчеркнуть положительное влияние цифровизации на эмоциональный интеллект: Развитие ЭИ через цифровые инструменты: специально разработанные онлайн-курсы и цифровые игры способствуют развитию ЭИ у взрослых, а также формированию эмоциональной регуляции у детей.

Для Цитирования:
Никола Николаев Балев, Ольга Юрьевна Зевеке, Развитие индустрии эмоционального интеллекта в эпоху цифровизации на примере туризма. Гостиничное дело. 2025;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: