Специфика подготовки певцов эстрадного вокала проявляется достаточно ярко. Особенно остро эта проблема стоит в процессе формирования и шлифовки такой характеристики голоса, как тембр. Вопрос тембра у исполнителей современной эстрады — одна из самых актуальных проблем.
Что такое тембр? — это наша индивидуальность, насыщенность голоса, а самое главное — узнаваемость. Хорошо поют многие, а вот ярких узнаваемых голосов — единицы. В последнее время по радио, телевидению ведущие объявляют исполнителей, меняются имена, песни, но создается ощущение, что поет один человек. И в то же время есть единичные исполнители, которых мы узнаем с первых слов. Эта узнаваемость и заключается в тембре, ведь именно голос, тембр выделяет вокалиста из огромного количества других исполнителей.
Развитием тембра важно заниматься с первых шагов обучения вокалу. Тембр важен и в академическом, и в народном, и в эстрадном вокале. Существует ряд упражнений, с помощью которых можно развить не только тембр, но и жанровую универсальность. Таким образом, появится возможность петь не только эстрадные произведения, но и рок, джаз, романсы, шансон, а также можно микшировать и обогащать композицию элементами из других стилей. Также существует комплекс упражнений для развития яркого тембра, а также диапазона, резонаторов, для расширения стилистических приемов и в целом для оздоровления организма.
В формировании тембра ключевую роль играют две основных составляющих — дыхание и гортань.
Дыхание. Существует много типов дыхания — ключичное, брюшное, смешанное, реберное и многие другие. Если пойти от природы и вспомнить, как кричат новорожденные, какой у них тип дыхания при крике, то можно заметить, что сама природа дала нам ключ к правильному типу дыхания. Крик новорожденных достаточно громок, но ни один ребенок за всю многовековую историю не сорвал себе голос.
Одним из ключевых навыков в формировании дыхания у вокалистов является проработка мышц аппарата. Изначально важно почувствовать мышцы нижнего пресса. Это достаточно просто сделать лежа на спине и мышцами «выталкивать» низ живота вперед. Важно следить, чтобы поднималась именно зона ниже талии, не живот, а именно мышцы нижнего пресса. Это та самая зона, в которую в будущем необходимо брать вдох для исполнения высоких нот или проведения длинной фразы.