После развала СССР в Кыргызской Республике наблюдался большой спад производства в рыбохозяйственной отрасли. Даже на сегодняшний день ощущаются его последствия. Тем не менее рыбоводство в республике имеет большие перспективы. За последнее время рыбоводы страны приобрели собственный опыт и наладили контакты с ведущими международными научными и практическими организациями и компаниями.
Как показывает мониторинг МСХВиРР КР, за последнее время наблюдается рост производства рыбы. По данным Департамента рыбного хозяйства, производство товарной рыбы в Кыргызстане в 2021 году составило 10,3 тыс. т, что в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом — в 2020-м этот показатель составлял 5,1 тыс. Вместе с увеличением производства растет и потенциал экспорта. Если в 2020 году экспорт составлял чуть более 3 тыс. т, то в 2021-м экспорт составил 5,1 тыс. т [2; 3].
Деятельность предприятий Ассоциации рыбных хозяйств направлена на развитие аквакультуры, а также на защиту корпоративных интересов одного из самых перспективных направлений сельского хозяйства. Работа ассоциации регламентируется уставом, который, в частности, позволяет участвовать в работе ассоциации всем заинтересованным субъектам предпринимательства. В Кыргызской Республике основным и наиболее продуктивным направлением аквакультуры является прудовое рыбоводство.
Многие частные предприниматели приглашают рыбоводов, ихтиологов, однако практика показывает, что в отрасли существует нехватка образованных, опытных специалистов. На протяжении последних 30 лет в Кыргызстане не проводилось обучение специалистов в области рыболовства и аквакультуры в высших учебных заведениях, несмотря на признание важности данного сектора рыболовства [4]. Как полагают некоторые исследователи, развитие образования и исследований в рыбохозяйственной отрасли в Кыргызской Республике зависит от нижеследующих факторов [1]:
— недостаточное финансирование образования, исследований, подготовки и стажировки преподавателей;
— отсутствие хорошо подготовленных экспертов-рыбоводов и ихтиопатологов;
— обмен студентами и преподавателями в ведущих высших учебных заведениях и с зарубежными институтами;
— отсутствие курсов повышения квалификации для ихтиологов, рыбоводов и ихтиопатологов;
— отсутствие материалов (реагенты, реактивы) и оборудования для исследований.
Основная проблема, стоящая перед сектором, — нехватка квалифицированной рабочей силы. В настоящее время в Кыргызстане в аквакультурном комплексе работают или специалисты, подготовленные еще в СССР, или в большинстве случаев частные рыбоводы без образования, но прошедшие краткосрочные курсы. Кроме того, долгое время в Кыргызском национальном аграрном университете имени К.И. Скрябина (КНАУ) не хватало сотрудников для преподавания курсов по программам «Рыбоводство» и «Аквакультура». Сейчас для пополнения специалистов Кыргызский национальный аграрный университет ведет мониторинг, проводит исследования, а также профориентационные мероприятия по привлечению абитуриентов. В 2019 году было принято решение построить демонстративную рыбную ферму на базе технологического факультета вуза, где студенты могли бы сами выращивать, кормить и лечить рыбу. Кроме того, на ее базе планируется проводить обучение ветеринарных врачей, специализирующихся по ихтиопатологии. Тем самым данный проект важен не только для КНАУ, но и для Республики Кыргызстан в целом.
Для выполнения работ между Кыргызским национальным аграрным университетом имени К.И. Скрябина и Университетом Восточной Финляндии был заключен договор (проект под названием FishEDU), направленный на развитие и укрепление образовательного потенциала в сфере рыболовства и аквакультуры в Кыргызской Республике.
FishEDU — проект партнерского сотрудничества между УВФ и КНАУ, направленный на создание благоприятных условий для обучения рыболовству и аквакультуре как на профессионально-техническом уровне, так и на уровне бакалавриата путем обучения тренеров, разработки учебно-методических материалов, а также развития учебной инфраструктуры в КНАУ.
Перед началом работы была изучена потребность в специалистах данного направления в республике. Основными задачами стали:
1) обучение тренеров предметам в области рыболовства, аквакультуры и педагогики;
2) экспериментальное проведение курсов по двум недавно разработанным учебным планам и разработка материалов курса;
3) открытие демонстрационно-учебного центра по аквакультуре (центр аквакультуры и демонстрационное рыбное хозяйство), а также электронной библиотеки.
Основными партнерами проекта являются Всемирная продовольственная программа ООН, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН, Институт природных ресурсов Финляндии, Департамент рыбного хозяйства Министерства сельского хозяйства Кыргызской Республики, OcOO Aqua Service, ОсОО Stimulator, ОсОО Raisioagro.
Результаты
После обсуждения, рассмотрения учебных планов для обучения были выбраны преподаватели КНАУ имени К.И. Скрябина, Агротехнического колледжа имени С. Ибраимова и 12 пилотных предметов. Кроме того, была проведена оценка методов обучения, компетентности преподавателей, учебных ресурсов. До этого были подготовлены программы по аквакультуре (уровень бакалавриата) на базе кафедры технологии производства продукции животноводства имени М.Н. Лущихина, факультета технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции КНАУ и для среднего специального образования в Агротехническом колледже при КНАУ. Учебные программы были разработаны и инициированы в ходе небольшого количества консультаций и работы опытных ученых и специалистов. В это же время ФАО продолжала оказывать поддержку развитию рыболовства и аквакультуры в рамках второго проекта, поддерживаемого трастовым фондом «Содействие устойчивому развитию аквакультуры и рыболовства в Кыргызской Республике» (GCP/KYR/012/FIN). ФАО и УВФ в партнерстве с КНАУ обновили и доработали существующие учебные программы. При поддержке ФАО программы проекта были оценены международными консультантами, имеющими знания и опыт в рыболовстве и аквакультуре Центральной Азии.
В качестве иллюстрации уровня знаний преподавателей КНАУ на начальном этапе проекта FishEDU в 2017 году можно привести следующий пример: шесть преподавателей университета, которые вели предметы, тесно связанные с рыболовством и аквакультурой, имели устаревшее педагогическое образование, полученное в советское время в России. Для непосредственного решения этой проблемы предполагаемое сотрудничество КНАУ и УВФ в рамках проекта FishEDU было направлено на наращивание потенциала и содействие профессиональному развитию преподавателей в области педагогических компетенций, а также распространение его воздействия через систему подготовки тренеров [5]. Обучение было рассчитано на восемь преподавателей университета и колледжа. Оно включало пять модулей по 3 кредит-часа каждый (европейская система перевода и накопления кредитов: 1 кредит = 27 часов), в общей сложности 15 кредит-часов по педагогике с оценкой студентов от 0 до 5 (шкала оценки: 5 (отлично), 4 (очень хорошо), 3 (хорошо), 2 (удовлетворительно), 1 (зачет), 0 (незачет)). Курсы имели различное распределение часов на лекции, семинары и самостоятельную работу / задания, но все они были спланированы таким образом, чтобы предложить больше практического опыта обучения (семинары), чем времени на преподавание и передачу знаний (лекции). Все курсы, кроме одного, были реализованы в КНАУ в течение 2018/19 учебного года. Таким образом, четыре модуля были организованы на базе КНАУ в Бишкеке, а один — на базе кампуса УВФ в Куопио. По окончании тренинга преподаватели получили сертификаты.
Центр аквакультуры FishEDU является многофункциональной рабочей средой, легко приспосабливаемой в соответствии с сиюминутными потребностями для индивидуальной, групповой работы, а также для проведения совещаний или семинаров. В нем имеются мультимедийное оборудование и условия для дистанционного общения между партнерами. Здесь устроена собственная библиотека по аквакультуре и рыболовству, также установлена электронная библиотека. В период с 2017-го по 2020 год количество посетителей центра аквакультуры проекта FishEDU достигло 647 человек.
На момент начала проекта FishEDU в КНАУ не было учебной среды для преподавания и обучения рыболовству и аквакультуре. При проведении практического обучения студентов вуз зависел от государственных рыбных хозяйств или частного сектора. Сейчас демонстрационное рыбное хозяйство проекта FishEDU расположено на территории главного корпуса КНАУ в г. Бишкеке. До строительства ДРХ были получены все необходимые документы для реализации этого проекта. Все этапы работы были проведены после тщательных исследований и обсуждений между специалистами Кыргызстана и Финляндии.
Для строительства рыбоводного хозяйства разведения в первую очередь необходимо было найти источник воды. Для этого была построена скважина (Х) глубиной 150 м. Хозяйство состоит из трех блоков (см. рис.).
Рис. Схема демонстрационного рыбного хозяйства в КНАУ. Fig. Scheme of demonstration fisheries in KNAU
Блок 1 — это водозаборная система, состоящая из двух бассейнов объемом 12 м3 каждый. Основным источником воды для хозяйства являются подземные воды, которые закачиваются из скважины. Вода поступает в каждый блок и бассейн/пруд отдельно. Сливная вода фильтруется и летом направляется в оросительный канал, ведущий к сельскохозяйственным участкам КНАУ. Зимой отработанная вода уходит в городскую канализационную систему.
Блок 2 представляет собой отделение по производству радужной форели, состоящее из трех бассейнов объемом 15 м3 и трех небольших бассейнов объемом 0,5 м3. Малые бассейны предназначены для студентов и исследовательских работ.
Блок 3 представляет собой земляной пруд площадью 100 м2, который выстлан геомембраной. Вдоль дамб пруда посажены овощи, а на прилегающей территории произрастают фруктовые деревья. Карповый пруд покрыт сеткой для защиты рыбы от хищных птиц.
Зарыбление проводят летом после исследования качества воды. Плотность посадки молоди радужной форели в бассейны при массе 70–150 г — около 1000 шт., карпа — 40 шт.
Таким образом, с начала работы проекта FishEDU преподаватели вуза прошли обучение, семинары, тренинги в Кыргызстане и Финляндии с опытными специалистами для проведения занятий и краткосрочных курсов. Были подготовлены учебные материалы совместно с преподавателями Университета Восточной Финляндии. Подготовлены учебный центр, гидрохимическая лаборатория воды и кухня для приготовления рыбных продуктов. Завершено строительство ДРХ на территории КНАУ им. К.И. Скрябина.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare that there is no conflict of interest.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Financing. The study had no sponsorship.