По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 347.214.2

Развитие и совершенствование системы учета недвижимости в Российской Федерации

Колчина Н. В. ст. преподаватель кафедры геодезии и кадастров, кадастровый инженер, Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, E-mail: mail@kolchina.com

Статья посвящена вопросам развития и совершенствования системы учета недвижимости в России. Выполнен поэтапный анализ реформирования государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, выявлены предпосылки перехода к наиболее совершенным формам, позволяющим реализовать основные положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Литература:

1. Варламов А.А. Земельный кадастр: учебник для вузов в 6 т. Т. 3: Государственные регистрация и учет земель. — М., 2006. — 528 с.

2. Варламов А.А., Гальченко С.А. Государственный кадастр недвижимости: учебник для высших и средних учебных заведений / под ред. А.А. Варламова. — М.: КолосС, 2012. — 678 с.

3. Вылегжанина В.В. Актуальность и перспективы объединения Единого государственного реестра прав и государственного кадастра недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 9–15.

4. Козырев А.А., Пинских М.В. Перспективы создания Единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав и кадастрового учета // Научные труды Северо-Западного института управления. — 2014. — Т. 5. — № 2 (14). — С. 67–74.

5. Лисина Н.Л. Государственный кадастровый учет земельных участков: развитие, современность и перспективы // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2014. — № 4–3 (60). — С. 285–291.

6. Середович В.А., Дорош М.П. Разработка мероприятий по нормализации баз данных Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2015. — Т. 3. — № 3. — С. 16–21.

7. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним [Электронный ресурс]: федеральный закон от 21.07.1997 № 122‑ФЗ (ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

8. О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 (ред. от 30.01.2013). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

9. О государственном кадастре недвижимости [Электронный ресурс]: федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

10. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс]: федеральный закон от 13.07.2015 № 218‑ФЗ (ред. от 30.12.2015). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

11. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 01.06.2009 № 457 (ред. от 29.12.2015). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

12. О федеральной целевой программе «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014– 2019 годы)» [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 10.10.2013 № 903 (ред. от 01.12.2015). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662‑р (ред. от 08.08.2009). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014–2019 годы)» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 28.06.2013 № 1101‑р. Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 01.12.2012 № 2236‑р (ред. от 11.02.2016). Доступ из справ.‑правовой системы «КонсультантПлюс».

В 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года были определены важнейшие задачи развития нашего государства на ближайший период, которые заключались в следующем:

— повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде;

— снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость;

— формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов) [4, 13].

Реализация этих задач возможна за счет:

— интеграции систем государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость;

— объединения данных об учтенных объектах недвижимости;

— унификации процедур оказания учетнорегистрационных услуг;

— иных мероприятий [5].

Анализ исторического развития имущественных отношений в России показал, что начиная со времен Ивана Грозного и до революции 1917 г. постоянно развивалось и укреплялось понятие права собственности на недвижимое имущество, осуществлялся учет недвижимости и прав на нее. В советской России данный вид работ (услуг) был отменен в связи с потерей своего значения по причине национализации земли и другого недвижимого имущества юридических лиц и граждан. Необходимость учета недвижимости и регистрации прав на нее появилась только в начале 90‑х гг. XX в., с момента перехода Российского государства к рыночной экономике и изменения законодательной базы, в том числе принятия закона о собственности, Земельного кодекса РФ 1991 г., Конституции РФ 1993 г. и др.

В советский период, при единой (государственной) форме собственности на землю другую недвижимость, существовали две учетные системы: государственный земельный кадастр (ГЗК) и технический учет объектов капитального строительства (далее — ОКС). Цели и задачи этих систем были различны, что подтверждается различной ведомственной принадлежностью организаций. Кадастровый учет относился к ведению Министерства сельского хозяйства СССР, а технический учет и инвентаризация — к ведению Министерства коммунального хозяйства СССР. Техническому учету подлежал жилищный фонд, представленный многоквартирными жилыми домами, находящимися в государственной собственности или собственности кооперативов, а также индивидуальными жилыми домами (домовладениями), которые являлись собственностью граждан. На предприятиях, в учреждениях и организациях для учета земельных участков и ОКС применялся термин «основные фонды», а их принадлежность определялась наличием на бухгалтерском балансе. К основным фондам предприятий относились и ведомственные жилые дома.

Для Цитирования:
Колчина Н. В., Развитие и совершенствование системы учета недвижимости в Российской Федерации. Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: