В 2008 г. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года были определены важнейшие задачи развития нашего государства на ближайший период, которые заключались в следующем:
— повышение качества и доступности государственных услуг, в том числе оказание услуг в электронном виде;
— снижение издержек граждан и организаций при оформлении прав на недвижимость;
— формирование эффективных государственных систем кадастрового учета и регистрации прав на недвижимость, в том числе централизованное создание общих государственных информационных ресурсов (регистров, кадастров, реестров, классификаторов) [4, 13].
Реализация этих задач возможна за счет:
— интеграции систем государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимость;
— объединения данных об учтенных объектах недвижимости;
— унификации процедур оказания учетнорегистрационных услуг;
— иных мероприятий [5].
Анализ исторического развития имущественных отношений в России показал, что начиная со времен Ивана Грозного и до революции 1917 г. постоянно развивалось и укреплялось понятие права собственности на недвижимое имущество, осуществлялся учет недвижимости и прав на нее. В советской России данный вид работ (услуг) был отменен в связи с потерей своего значения по причине национализации земли и другого недвижимого имущества юридических лиц и граждан. Необходимость учета недвижимости и регистрации прав на нее появилась только в начале 90‑х гг. XX в., с момента перехода Российского государства к рыночной экономике и изменения законодательной базы, в том числе принятия закона о собственности, Земельного кодекса РФ 1991 г., Конституции РФ 1993 г. и др.
В советский период, при единой (государственной) форме собственности на землю другую недвижимость, существовали две учетные системы: государственный земельный кадастр (ГЗК) и технический учет объектов капитального строительства (далее — ОКС). Цели и задачи этих систем были различны, что подтверждается различной ведомственной принадлежностью организаций. Кадастровый учет относился к ведению Министерства сельского хозяйства СССР, а технический учет и инвентаризация — к ведению Министерства коммунального хозяйства СССР. Техническому учету подлежал жилищный фонд, представленный многоквартирными жилыми домами, находящимися в государственной собственности или собственности кооперативов, а также индивидуальными жилыми домами (домовладениями), которые являлись собственностью граждан. На предприятиях, в учреждениях и организациях для учета земельных участков и ОКС применялся термин «основные фонды», а их принадлежность определялась наличием на бухгалтерском балансе. К основным фондам предприятий относились и ведомственные жилые дома.