Можно полагать, что корпоративная культура — это набор поддерживаемых предприятием основополагающих ценностей и стандартов, убеждений, этических норм, верований и ожиданий, которые бездоказательно принимаются большинством сотрудников, задают людям ориентиры их деятельности и определяют способ объединения и согласованность действий управленческого звена, структурных единиц и отдельных сотрудников.
Корпоративную культуру можно считать внутренним кодом любого предприятия. Это, своего рода, совокупность ценностей, устоев и этических норм, принятых для данной группы людей. Она уникальна для каждого предприятия.
К структуре корпоративной культуры относятся: философия, ключевая цель или миссия, превалирующие ценности компании, стиль руководства, система мотивации сотрудников предприятия, а также система поощрения и штрафных санкций для коллектива. Часто бывает, что изменения, планируемые вышестоящим руководством предприятия, крайне сложно приживаются в коллективе. Это происходит из-за того, что новые принципы трудно вписать в уже существующую систему ценностей данного коллектива.
Корпоративная культура включает в себя целый ряд компонентов:
• представление о миссии (предназначении) предприятия, ее роли в обществе, основных целях и задачах деятельности;
• ценностные установки (понятия о допустимом и недопустимом), сквозь призму которых оцениваются все действия сотрудников;
• модели поведения (варианты реагирования) в различных ситуациях как обыденных, так и нестандартных;
• стиль руководства предприятием: делегирование полномочий, принятие важных решений, обратная связь и пр.;
• действующая система коммуникации — обмен информацией и взаимодействие между структурными подразделениями организации и с внешним миром, принятые формы обращения «начальник-подчиненный» и «подчиненный-начальник»;
• нормы делового общения между членами коллектива и с клиентами (другими предприятиями и учреждениями, представителями власти, СМИ, широкой общественностью и т. д.);